У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Концепт «документ» в контексте корпоративной культуры: терминологическо-понятийное обеспечение

     

      Корпоративная культура основана на предъявлении массовому сознанию концептов, актуальных для жизнедеятельности общества. Культурологическое воздействие документа ориентировано на личностное восприятие каждым человеком. Мы исходим из того, что концепт – «это … сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» (Федотова, 2005: 7). Корпоративная культура являет социуму образцы делового общения, коммуникативных норм, правил, традиций. Все это через систему корпоративного нормотворчества проявляется в документах, фиксирующих культурные паттерны деловой среды, вербализующих их и вводящих таким образом в речевое мышление отдельно взятой личности, социальной группы и общества в целом.

      В связи с этим представляется необходимым рассмотреть один из базовых концептов корпоративной культуры – концепт «документ». Обращение к концепту документа в контексте организационной культуры обусловлено также признанием положения о том, что «организованность должна выражать собственную динамичную целостность (обладать внутренней соорганизованностью, иметь свою траекторию движения и отвечать на внешние вызовы) и выработать стратегию движения, что обеспечивается концепцией развития организованности и программой ее разворачивания» (Щитова, 2003: 14).

      Общетеоретические основания концептологии в сфере культуры исследуются в последние десятилетия весьма интенсивно, главным образом на стыке когнитологии, лингвистики и культурологии (Н.П.Савойская, Н.С.Федотова, Ю.С.Степанов и мн.др).

      Современная лингвокультурология признает концепт основной единицей культуры, ее «концентратом» в сознании человека. Когнитивная лингвистика считает концепт ведущей категорией, определяющей связь языка с мышлением человека. Как указывается в исследовании Н.П.Савойской «концепт – элемент языкового сознания личности, а сознание, в свою очередь, зеркало культуры, в него поступает информация, перерабатывается, систематизируется и хранится» (Савойская, 2005: 22). Практически все ученые отмечают, что концепт является своеобразным посредником между языком и культурой.

      Поскольку одной из задач работы является выделение концептуального поля корпоративности документа, представляется необходимым определить, что мы вкладывает в понятие «концепт», а также дать общую характеристику развития терминосистемы концептологии. Многие исследователи раскрывали понятийный аппарат концепта и изучали этимологию данного термина. Научные школы Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани, Челябинска активно разрабатывают в последние годы научную проблематику концептов в различных средовых комплексах. Так, например, этимология слова «концепт» рассматривается в работах В.В.Колесова, Е.В.Костаревой, Н.П.Савойской, Д.С.Лихачева и мн.др.

      Все они сходятся во мнении, что «этимон этого слова соотносится с латинской лексемой «conceptum» - «зародыш», «зерно», что позволяет трактовать «концепт в лингвофилософской и исторической перспективе как диалектическое единство потенциально возможных в явлении образов, значений и смыслов словесного знака как выражения непреодолимой сущности бытия в неопределенной сфере сознания» (Колесов, 2002: 51).

      Первичное вхождение в научный оборот отечественной науки термин «концепт» получил в статье С.А.Аскольдова «Концепт и слово» (Аскольдов, 1997). Именно этот автор выдвинул первым идею о заместительной функции концепта в сознании человека. Дальнейшее развитие понятия в новой аспектной схеме проявилось в трудах Д.С.Лихачева, по мнению которого концепт есть «результат столкновения словарного значения с личным и народным опытом человека» (Лихачев, 1997: 28). Общее научное представление о концепте заключается в признании того факта, что концепт является составляющей концептуальной карты мира, отражающей опыт человека. Из этого следует, что концепт не статичное образование, он подвержен изменениям, эволюционирует. При этом, чем богаче национальный, социальный, профессиональный, семейный и личный опыт человечества и человека, тем богаче концепт.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.