У нас уже 22585 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Музыка-поэзия-экстаз в философии познания романтизма

     

      Замечательное описание трансового состояния, предшествующего восприятию сверхчув-ственного мира, объединяющего в себе, прежде всего, проникновение в «Звук» музыки и поэ-зии, дает Эрнст Теодор Гофман (1776-1822), один из крупнейших представителей западноев-ропейского романтизма. «Не столько во сне, сколько в том бредовом состоянии, которое пред-шествует забытью, в особенности, если перед тем я долго слушал музыку, я нахожу известное соответствие между цветами, звуками и запахами. Мне представляется, что все они одинаково таинственным образом произошли из светового луча и потому должны объединиться в чудесной гармонии. Бывают минуты, - особенно когда я слишком зачитываюсь великим Бахом, - что числовые соотношения в музыке и таинственные правила контрапункта вызывают во мне какой-то глубокий ужас. О, музыка! С неизъяснимым трепетом, даже страхом, произношу я твое имя! Ты – выраженный в звуках праязык природы!» . Здесь Гофман вторит Новалису (1772-1801), который определяет жизнь как нечто подобное «цвету, звуку и силе». А потому романтик изучает жизнь так же, как живописец, музыкант и физик изучают цвет, звук и силу: «Тщательное изучение жизни образует романтика, подобно тому, как тщательное изучение цвета, формы, звука и силы образует живописца, музыканта и механика» . В другом месте Гофман точно указывает на познавательную силу «Слушания» музыки именно в постижении сверхчувственной реальности, в чем очень близок Шопенгауэру: «Музыка открывает человеку неведомое царство, мир, не имеющий ничего общего с внешним, чувственным миром, который его окружает и в котором он оставляет все свои определенные чувства, чтобы предаться несказанному томлению» .

      Манифест романтизма обращен, прежде всего, к романтической поэзии, однако, при этом «поэт и музыкант – родные братья и члены одной и той же религии, ибо они освящены одним, высшим таинством – таинством слова и звука» . Другими словами, романтическое познание есть состояние, онтологически тождественное как с поэзией, так и с музыкой, равно объединяемые «Слушанием» «тайны слова и звука». Поэзия для романтиков также и «героиня философии» (Новалис), ее «средоточие»: «Философия поднимает поэзию до значения основного принципа. Она помогает нам познать ценность поэзии. Философия есть теория поэзии. Она показывает нам, что есть поэзия, - поэзия есть все и вся» . Более того, для романтизма «поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого» . В этом смысле философское познание есть познание поэзии, музыки мира, которые можно только «Слышать», но нельзя постичь эмпирически или рационально, что и называется в ведической гносеологии шабдой.

      По Новалису, всякая поэтическая природа есть природа в обычном смысле. Все свойства, присущие обыкновенной природе, подобают поэзии. Даже сам себя поэт (=философ) должен рассматривать как явление. При этом поэт через представления пророчествует о природе, в то время как философ через природу пророчествует о представлениях. «Первый есть «Голос» вселенной, второй - «Голос» простейших элементов, принципа - пение и простая раз-говорная речь» . В итоге Новалис приходит к той же идее Аристотеля о том, что «язык сказывается человеком». Сам язык высказывается через Новалиса, и он говорит себе: «Может быть, этот речевой импульс, побуждение к говорению является верным признаком вторжения языка в меня, его воздействия на меня? Может быть, моя воля пожелала только того, что я должен был пожелать, так что, в конце концов, все это, без моего ведома, и есть поэзия и помогает понять тайну языка?» . Говорящий субъект – всего лишь маска, надетая единственным и постоянным субъектом высказывания – самим языком. Не писатель, по Новалису, пользуется языком, наоборот, язык пользуется писателем: «Писатель – это человек, воодушевленный языком» .

      Следовательно, язык – это тот постоянный «третий», который неуловимо пристутствует и в философской беседе, организуя речь и мысли беседующих в единое целое, которое, уже по Ваккенродеру, «слышит все человеческие голоса и знает, что все они – все, пусть даже сами не понимая и не желая того, - имеют в виду его» .

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.