Современные подходы к определению общей и детской одаренности. Виды одаренности
Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как
психологическая. При этом не возникает сомнений в том, что понятия
«одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только
психологическому категориальному аппарату.
Психология долгое время развивалась в рамках философии, именно
поэтому многие категориальные вопросы были сформулированы как
философские, и только позже они стали объектом пристального внимания
психологов. В связи с этим справедливо проблему одаренности рассмотреть
вначале в контексте философских воззрений.
В философии исследование проблемы одаренности охватывает
значительный отрезок времени. О.Н.Клименченко [86, С.25] считает
целесообразным разделение его на два периода: досхоластический и
постсхоластический. В качестве критерия такого разделения автор называет
появление нового термина – «одаренность», ибо к началу схоластического
периода понятия «талант» и «гений» четко не разводились.
Анализируя досхоластический период (взгляды древнегреческих и
древнеримских философов - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Плотин,
Посидоний, Сенека, Эпикур), О.Н.Климченко приходит к заключению, что в
философии древности не отрицалось наличие некоторых внутренних
предпосылок, однако совершенствование человека до уровня мудрости,
одаренности считалось продуктом воли и свободы каждого отдельно взятого
человека. При этом в философских воззрениях данного периода времени
25
отсутствует четкая дифференцировка понятий гениальности, одаренности,
талантливости, мудрости, а качественное своеобразие близких по смыслу
понятий определялось индивидуальными взглядами мыслителей.
Ситуация изменилась в схоластический период. Основное отличие этого
периода от античности состоит в том, что схоласты стремились постулировать
врожденность всех качеств человека. Причем речь шла даже не о
врожденности, а о данности человеку этих качеств Богом. Высокий же уровень
развития способностей является одаренностью в буквальном смысле этого
слова – дар Божий.
Вся работа доступна по Ссылке