Теоретические и прикладные аспекты выявления интеллектуально одаренных детей
Мысль о необходимости выявления одаренных детей с целью
последующего интенсивного их обучения впервые была высказана Конфуцием.
В последующем эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора
использовались различные испытания на логическое мышление, творческую
фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и прозу.
Древнегреческий философ Платон также считал, что наиболее способных
детей следует отбирать и обучать их тому, что полезно для государства.
Таким образом, идея «отобрать и обучить» имеет довольно давнюю
историю.
В современном обществе потребность в использовании потенциала
творческих личностей и ее удовлетворение через систему отбора широко
поддерживается сторонниками ранней специализации обучения в соответствии
со способностями детей к разным видам деятельности. Сторонники такой точки
зрения обосновывают целесообразность отбора одаренных детей и их
специального обучения главным образом пользой для государства, оставляя в
стороне интересы самой личности.
Как отмечает Е.И.Щебланова [235, С.32], данная точка зрения широко
распространена среди руководителей образовательных учреждений, где ведется
углубленное изучение предметов. «Как правило,- пишет Е.И.Щебланова,- в
таких учреждениях сначала определяется количество, содержание и уровень
41
сложности учебных предметов и лишь затем ставится задача – отобрать
одаренных детей. При этом отбор понимается как практическая или даже чисто
техническая процедура».
Широко распространена и противоположная точка зрения: выявлять
одаренных детей не надо, поскольку гением можно сделать каждого. По этому
поводу существенно замечание А.М.Матюшкина [133, С.5-9]: «Возникла мода
на создание уникальных авторских концепций развития одаренности без
должного осмысления опыта, накопленного более чем столетнюю историю
этой проблемы. Это привело к стремлению родителей и образовательных
учреждений воспитывать всех детей непременно «вундеркиндами», не
предполагая тех трудностей, с которыми связан этот путь традиционно
оптимистического формирования (в смысле придания нужной формы)
личности, и не принимая во внимание индивидуальные возможности и
интересы детей».
Следует заметить, что против отбора выступают и те, кто считает, что
предоставление особых условий обучения одаренным детям нарушает права
большинства ради малочисленной элиты. Представители такой точки зрения
считают, что неизбежные в результате отбора ошибки будут вредны как для
одаренных, так и для тех, кто, не будучи одаренным, оказался в их числе. При
этом забывается, что одаренный ребенок требует создания особых условий для
своего обучения и развития, а не одинакового для всех усредненного
образования.
В связи с вышесказанным напрашивается вывод о том, что вопрос отбора
одаренных детей лишь на первый взгляд имеет чисто прикладной характер. На
самом же деле этот вопрос не может быть решен без ясного и исчерпывающего
понимания, что именно отличает одаренного ребенка от других его
сверстников.