Специфика работы с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается
лишь тогда, когда осваиваемые содержание, формы и методы соответствует его
потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности
одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает
необходимость дифференцированного обучения.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет
целесообразность существования разнообразных направлений работы с
одаренными детьми. Современная реформа образования в России позволила
обратиться к проблеме развития одаренных детей в условиях многообразия
типов образовательных учреждений.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует
выделить:
а) систему дошкольных образовательных учреждений, в которых созданы
наиболее благоприятные условия для формирования способностей дош-
кольников, а также других обучающих учреждений для детей дошкольного воз-
раста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при
переходе в школу;
б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются
условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
в) систему учреждений дополнительного образования, предназначенных
для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных
социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и
позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в
рамках внешкольной деятельности;
г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том
66
числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей
категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей
таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Рассмотрим основные формы обучения одаренного ребенка в условиях
общеобразовательной школы.
Как справедливо отмечает А.И.Савенков [196, С.59], «…сколько бы
специальных школ и классов для одаренных мы ни создавали, значительная
часть этих детей учится и будет учиться в «обычных», «нормальных»,
«массовых» школах».