Личностно-ориентированные технологии в педагогической работе с одаренными детьми в условиях дополнительного образования
Проблема личностно-ориентированного обучения волнует умы ученых и
педагогов-практиков на протяжении много лет.
«... Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной
программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что
способности детей различны и что стремления их к развитию также
нетождественны. Теперь нельзя уже утверждать, как это делал Локк, будто все
люди родятся с одинаковыми способностями и все зависит только от одного
воспитания. Ни один ребенок не тождествен с другим. Каждый из них уникум в
своем роде. Каждый из них не копия, а оригинал...
... Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что
должен знать и уметь ученик такого-то возраста и такого-то класса, то новая
педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше
всего отвечает естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию ?
Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на
110
послушании, то новая педагогика - на естественном стремлении ребенка к
прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого
стремления» [48].
Объемность приведенной цитаты объясняется тем обстоятельством, что
под этими строками, на наш взгляд, может подписаться любой ссовременный
учитель, принимающий идеи гуманистической педагогики, под какими бы
названиями она не значилась: «педагогика сотрудничества»,
«феноменологическая педагогика», «открытое обучение» и пр.
Понятие «личностно-ориентированное обучение» сегодня трактуется
столь широко, что возникает необходимость уточнения его содержания.