Анализ проведенных в последние десятилетия исследований по пробле¬ме половой дифференциации показывает, что на данный момент не сущест¬вует интегральной теории полового развития человека. Категория пола — сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная, биологиче¬ская и клиническая проблема, имеющая междисциплинарный характер, и решить ее можно лишь комплексно.
Половая/гендерная социализация является частью общего процесса со-циализации. И если социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а с другой — как про¬цесс саморазвития и самореализации личности в социальной среде, то и при изучении половой социализации следует учитывать обе эти тенденции. Та¬ким образом, половая/гендерная социализация включает два взаимосвязан¬ных процесса. Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, пси¬хосексуальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола. Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания (половой идентичности). Он включает познание своего сходства и различий с предста¬вителями своего и противоположного пола; эмоциональную оценку себя как представителя определенного пола; самоутверждение Я как представителя определенного пола в общении и деятельности. Активная личность, стремясь к свободе и независимости, расширяет свой личный опыт и обеспечивает реализацию своей индивидуальности; при этом индивид может в той или иной степени отходить от полового эталона. Если такие отклонения накапли¬ваются в определенных социальных группах, то происходит расшатывание половых нормативов и намечается тенденция их постепенного преобразова¬ния. В последние десятилетия в обществе отчетливо прослеживаются изме¬нения, касающиеся вопросов пола.
Говоря о гендерной социализации нам необходимо раскрыть понятие «гендер».
В настояшие время общепризнанным считается следующие определения термина «гендер».
Гендер (gender - англ. род, чаще всего грамматический) - понятие, ис-пользуемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности. В отличие от русского языка английский язык раз-граничивает понятия социального пола («gender») и биологического, («sex»). Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социо-половой стратификации общества в отличие от вертикальных классо¬вой, сословной и т.п. - стратификаций. Sex и gender находятся на противопо¬ложных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормо¬нальным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, ге¬нетическими различиями, анатомией. Gender - это показатель социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.