Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.
Особое значение имеет профессиональная подготовка учителя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребёнка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Важно помочь ребёнку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Методика проведения подвижных игр нашла своё отражение в работах учёных: И. М. Короткова, Л. В. Былеевой, В. Г. Яковлева и Э. Я. Степаненковой. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в образовательных учреждениях и начальной школе. Опыт этих учёных показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребёнка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Его поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Организация и методика проведения подвижных игр обусловлены возрастным соответствием сил, способностями, интересам детей, степенью доступности их содержания и конкретными заданиями к общим игровым действиям.
Характерная особенность детей – их двигательная деятельность. Но они быстро утомляются от однотипных движений, статических положений, хотя способны к продолжительной игре при частой смене разнообразных движений. Если игра не соответствует возможностям учеников, она перестаёт интересовать детей и становится для них скучной.
С учениками младших классов необходимо проводить в основном сюжетные игры с не сложными правилами, где нет разделения на группы и команды, а движения построены на наследовании движений животных и птиц («Гуси-лебеди», «Два мороза», «Воробышки» и др.). Но в этом возрасте детям всё интереснее и доступнее становятся игры с элементами соревнования, когда игроки делятся на несколько команд. Это в основном игры, которые развивают и совершенствуют основные движения и расширяют двигательный опыт детей и основанные на беге, прыжках, метаниях в цель и на дальность, преодолении небольших преград и так далее.
В конце этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, которые требуют решения довольно трудных двигательных задач, выявление определённых умений и навыков в исполнении некоторых технических приёмов спортивных игр.
При организации и проведению подвижных игр необходимо учитывать направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Управленческая роль при проведении игр принадлежит учителю, который при помощи одних и тех же игр может воспитывать разные моральные и физические качества. Влияние игры на учеников определяется содержанием, методическими приёмами, с помощью которых ребёнок овладевает играми и способом их организации. Используя игру, учитель должен знать и соблюдать основные требования к организации и проведению подвижных игр в начальных классах.