Анализ результатов осуществления операций из расчетного и кассового обслуживания
Цель анализа результатов расчетно-кассовых операций - выявление направлений увеличения доходов и снижение расходов на их осуществление.
Анализ финансовых показателей расчетно-кассовых операций осуществляется банками ежемесячно на основании данных баланса, ежеквартально - по данным отчета о прибылях и убытках банка. В случае детализированного анализа результатов по операциям используются данные аналитического учета доходов и расходов. Банки анализируют результаты расчетно-кассовых обслуживания в составе анализа финансового результата, который осуществляется ежемесячно за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года (сравнительно с соответствующим периодом в прошлом году).
Результаты осуществления расчетно-кассовых операций можно поделить на две группы:
1) прямые результаты от осуществления расчетно-кассовых операций;
2) косвенные результаты расчетно-кассовых операций.
Прямыми результаты расчетно-кассовых операций есть комиссионные доходы и расходы, связанные с этими операциями, которые учитываются за счетами доходов и расходов. На основании данных бухгалтерского учета доходов и расходов рассчитываются такие показатели результатов:
• комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания;
• комиссионные расходы на расчетно-кассовое обслуживание;
• непроцентная маржа комиссионных доходов и комиссионных расходов, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием.
Пример анализа прямых показателей финансового результата расчетно-кассовых обслуживание приведено в табл. 5.5.1
На основании данных таблицы можно сделать вывод, который в банке снижаются комиссионные доходы и затраты на расчетно-кассовые операции. В связи с тем, что доходы снижаются большими темпами, чем расходы, имеет место падения непроцентной маржи. На следующем этапе анализа нужно выяснить причины изменений непроцентной маржи от осуществления расчетно-кассовых операций.