Принципы и методы организации безналичных расчетов
В условиях развития рыночных отношений применяются сле¬дующие основные принципы организации безналичных расчетов [12, с. 37].
Первый принцип — осуществление безналичных рас¬четов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.
Второй принцип — при всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятий за ними оста¬ется право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.
Третий принцип — перечисление средств по счетам предприятий осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий дого¬вора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от акцепта платежа.
Четвертый принцип — очередность списания де¬нежных средств со счета клиента. Установлены два правила опреде¬ления очередности платежей со счетов клиентов банка.
Первое правило относится к тем случаям, когда на счете имеются денежные средства, сумма которых достаточна для удовле¬творения всех требований, предъявляемых к счету. В этой ситуации предъявленные расчетные документы должны оплачиваться в по¬рядке календарной очередности платежей, то есть в порядке их поступ¬ления в банк плательщика.