Готовность и желание человека выполнить свою работу – это главный фактор успеха организации. Работа каждого человека уникальна, а также уникально его отношение к процессу труда. Однако среди многообразия людского отношения существует ряд стимулов или по другому мотивов которые побуждают людей трудится с большей отдачей.
Мотив – побудительная причина, к какому – либо действию. Мотив персональное достояние человека исходящее от него самого (из нутрии).
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы придают деятельности направленность.([нем. Motivation,] - Наличие причинно-следственной связи между какими-н. действиями, явлениями, поступками. (Толковый словарь иностранных слов Крысина Л. П.))
Потребность – Надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения.
Стимул - лат. stimulus остроконечная палка, которой погоняли животных. Побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь. [Толковый словарь иностранных слов Крысина Л. П.]. В теории управление персоналом существует разделение на четыре группы стимулов:
• Самоутверждение (лучший стимул; это внутренние силы, побуждающие человека к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения).
Одной из составляющих кризисной ситуации экономики явля¬ется кризис труда, все признаки которого налицо:
o полностью девальвированы трудовые ценности;
o труд потерял свою смыслообразующую функцию;
o труд превратился из основы образа жизни в средство выживания.
Смысл труда не сможет быть сведен также и к материальной заинте¬ресованности. Для формирования сильной трудовой мотивации не¬обходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения толь¬ко личных материальных потребностей человека.
В общем случае стратегией и тактикой решения этой проблемы являются мотивация трудовой деятельности и стимулирование
Мотивация как стратегия преодоления кризиса труда представляет собой долговременное воздействие на работника по заданным параметрам структуры ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориен¬тацией на фактическую структуру ценностей и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потен¬циала.
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом про-тивоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения; второе — на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга. Процессы мотивации и стимулирования могут не только совпа¬дать, взаимоусиливаться, но и противостоять друг другу. Например, рост денежных доходов, когда нет достаточного материального по¬крытия, не вызывает повышения трудовой мотивации, а снижает ее.
Важно отметить, что мотивация — это про¬цесс сознательного выбора человеком того или иного поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внут¬ренних (мотивы) факторов.