Основы административно-правового статуса государственных служащих
Государственный служащий России, как и всякий субъект права — гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности чело¬века и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государст¬венно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обя¬занностями, на него возлагается ответственность за исполнение обязанностей. При этом следует различать, во-первых, должност¬ные права и обязанности, которые определяют полномочия по кон¬кретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, ус¬тановленные для государственных служащих независимо от заме¬щаемых ими государственных должностей.
Должностные права и обязанности производны от задач и функций
_______________________
Лонев С.Л. Административное право.М.,Монускрипт,2003,174
государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы РФ содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой долж¬ности устанавливаются соответствующими нормативными право¬выми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.
Например, для должности руководителя характерны следую¬щие полномочия:
руководство деятельностью подчиненных структурных подраз¬делений или отдельных служащих и персональная ответствен¬ность за выполнение возложенных на них задач;
распределение обязанностей между подчиненными работника¬ми и установление степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей;
утверждение положений и должностных инструкций, опреде¬ляющих объем должностных полномочий подчиненных структур¬ных подразделений и служащих;
специальные права по изданию нормативных актов по вопро¬сам, входящим в компетенцию руководителя, организация и коор¬динация работы подчиненных;
полномочия по распоряжению собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов), назначению на должность и ос¬вобождению от должности работников, их поощрению и привлече¬нию к дисциплинарной ответственности;
права по взаимодействию с другими организациями, примене¬нию специфических форм и методов работы.
Общие права и обязанности государственных служащих впе¬рвые установлены Федеральным законом «Об основах государст¬венной службы Российской Федерации». Они предусмотрены толь¬ко для государственных служащих, замещающих должности кате¬горий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которы¬ми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.
Каждый государственный служащий независимо от конкрет¬ных полномочий по замещаемой должности имеет право на:
ознакомление с документами, определяющими его права и обя¬занности по должности, критерии оценки качества работы и усло¬вия продвижения по службе, а также на организационно-техничес¬кие условия, необходимые для исполнения им должностных обя¬занностей;
получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
посещение в установленном порядке для исполнения своих обя-занностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакант¬ной должности;
продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзы¬вами и другими документами до внесения их в личное дело, приоб¬щение к личному делу своих объяснений;
переподготовку (переквалификацию) и повышение квалифика¬ции за счет средств соответствующего бюджета;
пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служ¬бы;
проведение служебного расследования для опровержения све¬дений, порочащих его честь и достоинство;
объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для за¬щиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.