Основные нодходы к исследованию оценочной семантики
Впервые круг проблем, связанных с изучением оценки, был обозначен
Аристотелем. По его мнению, для того, чтобы описать категорию оценюн,
нужно, во-первыж, выделить виды объектов, способных получать оценочн5пю
квалификацию, во-вторых, выявить контексты для оценочных понятий
(«добро», «счастье», «удовольствие»), а в-третьих, эксплицировать значения
оценочньгх предикатов [Арутюнова 1988:12-15]. В 17 веке определением
хорошего и плохого занялись философы Т.Гоббс и Дж. Лоюс. Если в концепции
Аристотеля относительность и неуловимость аксиологических понятий
связывалась с их приложимостью к разным разрядам объектов, то Гоббс
обращал внимание на субъективные различия в мнениях о хорошем и плохом,
Локк же усугубил релятивность хорошего и плохого, допустив, что хорошее
может перейти границу, отделяюпдую его от плохого; хорошее и плохое
градуировано, оно может быть большим или меньшим [Арутюнова 1988:19]. В
дальнейшем, подобные философские воззрения на проблемы хорошего и
плохого послужили основой для формирования различных исследовательс1сих
подходов к вопросам оценочной семантики в лингвистической науке.
Многообразие аспектов оценочной семантики определяет обширный
диапазон исследовательских подходов к оценочному значению. В целом,
моясно выделить три основных подхода к значению оценочных предикатов:
семантический или денотативный (Арутюнова 1988), логико-философский
(Сергеева 2003); коммуникативный, называемый таюке прагматическим, или
иллокутивным; и когнитивный. Семантические теории были заняты
поиском десигната оценочных прилагательных и разрабатывали вопросы,
связанные с человеческим поведением, а также анализировали тагше концепты
как "добро" и "худо", "долг" и "обязанность", "желание" и "удовольствие",
"воля" и"действие".
Основным представителем логико-философского подхода к оценке можно
назвать английского ученого Дж. Мура. Его концепцию принято считать
разновидностью интуитивизма. Она сводится к тому, что «хорошее» является
простым понятием, не разложимым на составные части и не определимым.
Таким образом, находить у общеоценочных слов дес1фиптивный компонент
значения - значит впадать в «натуралистическую ошибку». «Подобно тому как
идея желтого элементарна и не может быть растолкована человеку, который
эмпирически не изведал, что это такое, нельзя объяснить что такое "хорошее"»
pVIyp 1984:67]. Таким образом, ученый считал, что за предикатами оценки
стоит не суммарная характеристика объекта, а одно его свойство. Это свойство
не принадлежит к числу естественных качеств.
Вся работа доступна по Ссылке