Эмоция и оценка
Оценка не может рассматриваться вне ее связи с эмоцией. Наши чувства
по отношению к людям, вещам и событиям показывают, как мы их оцениваем.
То, что мы любим, чем восхищаемся, одновременно оказывается и объектом
34
нашей оценки со знаком "+"; то, что мы ненавидим, чего боимся, или стыдимся,
является объектом оценки со знаком "-" [Вольф 1996:148].
Эмоциональное проникает во все сферы познавательной деятельности,
"...в языковой системе реальная действительность отражается в таких формах,
которые соотносятся как с логическим, так и с чувственным познанием мира.
Таким образом, и оценка, и эмоции, и воля, и чувства находят закономерное
выражение в языковой системе как осознанные явления, как осознанные факты
эмоциональных переживаний, оценок и т.п. — в такой же степени как и прочие
объекты, включенные в сферу психической жизни человека" [Уфимцева 1977:
27].
Личность - это сложная организация шести систем: гомеостатической,
эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений.
Но наиболее важны для функционирования личности четыре системы:
эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Совместно они
формируют основу уникального человеческого поведения. Эмоции включены в
структуру сознания и мышления и сопряжены с когнитивными процессами
[Изард 1980: 53].
Таким образом, эмоция является ядром языковой личности. Отражение
язьпсовой личности в лексико-семантической системе языка происходит через
вербальные эмоциональные оценки. Эмоциональные реакции непроизвольны и
интегрированы биологически, но появление многих из них зависит от того, как
социально определена ситуация [Шибзп:ани 1999: 69]. Эмоции
обусловливаются представлениями о стандартных ситуациях, в которых
действуют определенные нормы эмоционального поведения, и выбор эмотивов
в конкретных эмоциональных ситуациях различными языковыми личностями
различен. Эмоции всегда когнитивны и ситуативны, а следовательно и выбор
языковых средств их выражения тоже ситуативен.
Эмоциональная оценка является собственно человеческой категорией,
касается человека и всего того, что каким-либо способом связано с ним.
35
затрагивает его физическую, психическую и социальную сзш|ность.
Оценивается то, что нужно человеку. Оценка не может быть независима от
человека и представляет человека как цель, на которую обращен мир
[Арутюнова 1988: 58].
Вся работа доступна по Ссылке