Категории цеииости и оцеики
Природа и структура оценочных категорий в большей степени
определяется системой коллективных и индивидуальных ценностей человека.
Таким образом, оценочная категоризация представляет собой результат
пересечения или наложения двух концептуальных систем - бз^вальную,
физическую и ценностную, идеальную, то есть результат переосмысления
окружаюп];его мира с позиций ценностных концептов и категорий [Болдырев
2002: 107].
Под ценностью, или добром принято понимать все, что является объектом
желания, нужды, стремления, интереса и т.д. р^вин 1970: 25]. В более широком
определении ценности определяются как "специфические социальные
определения объектов окружаюш;его мира, выявляюш;ие их положительное или
отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло,
прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и
природы)" [ФС 1987: 534]. В более узком значении ценности рассматриваются
как "социальные, социально-психологические идеи и взгляды, разделяемые
народом и наследуемые каждым новым поколением. Ценности — это то, что как
бы априори оценивается этническим коллективом как нечто такое, что
49
"хорошо" и "правильно", является образцом для подражания и воспитания"
[Стернин 1996: 108].
В науке существ5пют различные взгляды на природу ценностей. Согласно
одной точке зрения "ценности так или иначе проистекают от человека, они не
лежат во внепшем мире, по крайней мере в мире камней, рек, деревьев и сырых
фактов. В противном случае они перестали бы быть ценностями и составили бы
часть объективного мира" [Searle 1976: 175]. Однако согласно трактовке
природы ценностей О.Г. Дробницкого, "ценности проистекают не от предметов
и не от воспринимающего их человека. Ценности познаются человеком, а не
приписываются предметам произвольно, но их нельзя постичь опытом или
логическим рассуждением. Ценности как-то связаны с предметами, но не
являются их реальными свойствами и не зависят от того, существуют ли эти
предметы в действительности. В этом смысле они сами не реальны, а лишь
идеальны...но и не относятся к явлениям сознания" [Дробницкий 1967: 305].
По мнению Н.Д. Арутюновой, понятие ценности выполняет
координирующую (между человеком и миром объектов), стимулирующую
(направляюшую деятельность), дидактическую и регулирующую
(прескриптивную) функцию в механизмах жизни [Арутюнова 1988: 60]. Таким
образом, ценности занимают некое "серединное" положение, они
приписываются "миру как ему присупще" и в то же время пребывающие "как
бы вне его" [Арутюнова 1999:131].
Область ценностей, или ценностное пространство, может быть
представлено как совокупность двух сфер, возникающих в ходе взаимодействия
человека с его окружением. Прежде всего выделяется сфера биологических
ценностей, определяемая биологическими потребностями и объектами, их
удовлетворяюпщми. Более сложной представляется социальная ценностная
сфера, в которой создаются ценности как личностные, так и социумные,
общественные [Сергеева 2003: 50]. Таким образом, наряду с предметными
(биологическими) ценностями в качестве ценностей выступают также
50
некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы субъекта в
идеальной форме (понятия добра и зла, идеалы, моральные нормативы и
принципы). Данные формы сознания не просто описывают какие-то
действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку,
одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т.е.
являются нормативными по своему характеру.
Вся работа доступна по Ссылке