О становлении ионятий "гендер" и "иол"
В языках мира существуют многочисленные символы, олицетворяющие
женское и мужское начало: инь и ян; Солнце, Огонь, Тепло - Луна, Земля,
Вода; светлое и темное — активное и пассивное; дающее и принимающее. Таким
образом, полоролевая традиция общественного сознания берет свое начало еще
в древнекитайской философии, а лингвистическая традиция, учитывающая
фактор пола, уходит корнями в античный мир, когда началось осмысление
категорий природного пола (sexus) и грамматического рода (gender), В это
время господствовала символико-семантическая гипотеза, согласно которой
грамматический род возник нод влиянием природной данности — наличия
людей разного пола. Эта гипотеза основывалась на двух особенностях
мифологического мыпшения — анимизме и антрономорфизме. Позднее
символико-семантическую гипотезу представляли ученые, оказавпше огромное
влияние на лингвистику, - Гердер, Гримм, Гумбольдт и другие. Однако, из-за
использования исследователями своего неязыкового опыта в интерпретации
категории рода, она приобрела несколько оценочный характер, В результате
этого мужской род оказался первостепенным из-за нриписывания именам,
относящимся к нему, семантики силы, активности, энергии. Имена женского
рода, напротив, характеризовались пассивностью и подчиненностью.
Следзщ)щим стимулом исследования гендерного фактора в языке стало
открытие в 17 веке «экзотических» первобытных языков, в которых имело
место разделение на мужской и женский варианты или даже обособленные
мужские и женские языки, при этом мужской вариант рассматривался как
собственно язык, а женский — как отклонение от него. Особенностью этого
периода был сз^убо биологический подход к материалу, согласно которому все
различия между мужской и женской речью определялись биологичес1сим
58
полом, а факторы пола, образования, культуры и возраста не принимались во
внимание.
В начале нашего века интерес к гендерным аспектам язьпса и
коммуникации несколько возрос благодаря трудам Э. Сепира, О. Есперсена, Ф.
Маутнера, хотя самостоятельного направления еще не сформировалось. В 1913
году вышел посвященный критике языка труд Маутнера, в котором он признает
гендерные различия в языке, обосновывая их социальными и историческими
причинами. Анализируя коммуникацию в различных социальных слоях, автор
выявил ряд особенностей мужского и женского речевого поведения. По
Маутнеру, женщины менее образованы и поэтому стремятся без нужды
использовать иностранные слова, тогда как образованные мужчины их не
употребляют, будучи в состоянии найти эквивалент в родном языке. Маутнер
считает, что творческое использование языка - прерогатива мужчин, а
женщины лишь способны усвоить создаваемый мужчинами язык. Э.Сепир
[Sapir 1968] сосредоточил внимание на различиях, имплицирующих
социальную идентичность в индейских языках нутка и коасати. Он рассмотрел
также фонологические различия в рамках одной морфемы, интерпретируя их
как сигнализацию иола. Сенир нришел к выводу, что пол маркируется
индексально и облигаторно в морфологии многих языков. В 1922 Отто
Есперсен посвятил целую главу фундаментального труда о происхождении и
развитии языка особенностями женской языковой компетентности. Есперсен
дал более широкий, чем Сепир, обзор дистинктивных признаков пола в язьпсе.
По Есперсену, женпщны употребляют иную, нежели мужчины, лексику, более
склонны к эвфемизмам и менее к ругательствам. Женщины, считает автор,
консервативны в употреблении языка. Па синтаксическом уровне женщины
предпочитают эллиптические конструкции и паратаксис, тогда как в речи
мужчин чаще встречаются периоды и гипотаксис. Хотя Есперсен наиболее
полно для своего времени интерпретировал вопрос о влиянии гендерного
фактора, его воззрения в последующий период подвергались критике в связи с
59
тем, что свои выводы он делал, основываясь лишь на личных наблюдениях,
многие из которых не были достаточно обоснованы.
Вся работа доступна по Ссылке