У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Гендерная социализация женщин

     

      Осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу оформляется в гендерную идентичность, включающую в себя такие родственные понятия как родовая идентичность (телесные аспекты представлений о себе и своем поле) и гендерная социализация (усвоение в результате воспитания и обучения определенных систем гендерных ролей).

      В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Социализация мальчиков и девочек содержательно зависит с одной стороны от полоролевой дифференциации, от того к какой деятельности готовят детей, а с другой- от гендерного символизма, от того, какие морально- психологические качества стараются им привить.

      Эксперименты, проведенные С. Голдберг и М.Левис (17.стр.143-144) показали, что начиная уже с 1,5- 2- х лет матери чаще разговаривают девочками, чем с мальчиками. В этом же исследовании было обнаружено, что на первом году жизни девочки получают больше физических контактов с матерью, чем мальчики, примерно в этом же возрасте, как было выявлено, начинается ограничение родителями плача и жалоб у мальчиков, но не у девочек (последние получают скорее утешение).

      Основываясь на результатах других исследований в этой области (6,15,17), можно сделать вывод, что в течении всего детства в девочках поощряется пассивность, заботливость, избегание рисков.

      Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Теория идентификации, восходящая к взглядам З.Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копирует его поведение. Теория половой/ гендерной типизации Уолтера Мишела, придает решающее значение процессам обучения и положительного и отрицательного подкрепления: поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем- выполнять соответствующие правила и, наконец интегрирует этот опыт в своем образе Я. Когнетивно-генетическая теория Л.Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной идентичности.

      Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его тому, что значит быть мальчиком или девочкой.

      Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. М.Кле (12.) называет это родовой идентичностью. Представление ребенка о себе являются прежде всего результатами знакомства с телом, определенного плана, что проявляется в свойственных своему полу предпочтениях при выборе игрушек, одежды. Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений – гендерных схем – способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Более того, эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении всего дошкольного периода.

      Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3 – 4 года он уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6 – 7 лет ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности. Он достигает ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола. Этот период совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы. В психоанализе первая гендерная идентификация у девочек возникает на фаллической стадии развития при разрешении комплекса Электры. По Фрейду, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она проявляет открытую враждебность по отношению к своей матери и сексуальное влечение к отцу. Поскольку осуществление желаний такого рода недопустимо, они выливаются в тревогу. Девочка научается подавлять свое чувство и ослаблять тревогу, пытаясь стать похожей на мать, идентифицируя себя с ней, но уже не как с матерью, а как с женщиной. По-другому рассматривает комплекс Электры Э.Эриксон. «Девочка обращается к отцу в то время, когда период ее полной зависимости от матери завершен. Ее отношения с отцом носят совершенно иной характер, чем с матерью; они приобретают особенную важность потому, что девочка уже научилась доверять матери и больше не подвергает сомнению эти основные отношения. Теперь в ней может возникнуть новая любовь к существу, которое в свою очередь способно реагировать на пробуждающееся в ней женское начало». (43.стр.357.)

      Особенность фаллической фазы у девочек по Эриксону – способность к «триадным объектным отношениям» (43.стр.360.): у девочек изначально присутствует «внутреннее продуктивное пространство», объединяющее ее с другими женщинами, поэтому в этот период девочка может испытывать желание расширить свою женскую роль, быть избранной отцом, не опасаясь быть покинутой матерью. Восхищение отцом поддерживает в девочке гордость, уверенность и способствует ее идентификации с женщинами вообще.

      С этого момента с точки зрения психоанализа начинается латентная стадия развития, в течение которой либидо девочки сублимируется и направляется в виды деятельности, не связанные с сексуальностю – такие как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. В этом возрасте начинается школьное обучение. Переход девочек в школу проходит довольно гладко, что связано с двумя причинами. Во-первых, фигура учительницы, появляющаяся в этом возрасте, в большинстве случаев выступает не только в функциональной роли, но и как личность интимно-значимая, еще один образец гендерного поведения, часто идентифицирующийся с материнским образом. Во-вторых, «Девочка прибывает в том же соответствии со школьными требованиями, что и до этого с нормами семьи, детсадовской группы, подружек…Такое комформное существование внутри единого нормативного пространства продолжается довольно долго, обеспечивая девочке формальную школьную успешность, поддержку учителями и принятие подругами».(33.стр.33)

      В отрочестве происходит перелом в социализации девочек. В детстве девочка находилась под двойным влиянием: первое усугубляло ее зависимость от дома, второе поощряло индивидуализм и стремление к соревнованию в школе, но в отрочестве «девочка открывает, что должна отказаться от этого или скрыть свое стремление к индивидуальному успеху, если она хочет быть оценена как женщина; от нее ждут, что она откажется от идей самореализации или что она уменьшит свои амбиции во имя основных целей: стать женой и матерью».(12.стр.41.)

      «Во время отрочества ролевые требования становятся строже. Резко снижается терпимость к проделкам девочек-сорванцов, меньше ценятся спортивные и учебные успехи. Интересы сосредотачиваются на моде и свиданиях».(3.стр.18) Очень важными в этот период оказываются культурные образцы, которым девочка могла бы следовать. Представительница культурантропологического подхода М.Мид подчеркивала,что на становление гендерной идентичности большое влияние оказывают социально-культурные институты, в частности семья и ее культура.

      В большинстве примитивных культур существуют церемонии, вводящие подростков во взрослую жизнь – инициации. Наиболее общей чертой женских инициаций является социальное признание первых менструаций, тем самым признание девочки женщиной. Функция инициаций в обеспечении перехода от подросткового состояния к социально признанному взрослому статусу и полному принятию существующих в данной культуре сексуальных ролей. Инициация помогает подростку овладеть культурными и социальными правилами и гарантирует ему признание со стороны окружающих. В нашем обществе переход к взрослости не институциализирован и программа его регулирующая, более открыта и сложна. «Индустриальное общество создало систему, в которой поколения разобщены и разделены в своей активной жизни, социальной деятельности и досуге".» (12. Стр.49.)

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.