Конкурентоспособность фирмы и факторы, ее определяющие
Методологические основы конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара или услуги - это многоаспектное понятие, определяющее их соответствие условиям рынка, конкретным требованиям потребителей как по качественным, техническим, экономическим параметрам, так и по коммерческим и другим услови¬ям реализации (цена, сервис, формы оплаты, кана¬лы сбыта и др.)
Так как за товарами и услугами стоят их производители, то понятие конкурен¬тоспособности распространяется на предприятия и фирмы – производители, а также страны, которые они представляют.
Конкурентоспособность – это возможность коммерчески выгодно сбывать товар на конкурентном рынке - определяется только при сравнении своих товаров и товаров конкурентов между собой. Поэтому конкурентоспособность является понятием относительным, зависящим от кон¬кретного рынка и времени продаж.
Конкурентоспособность носит индивидуальный оттенок, так как каждый потребитель имеет индивидуальные критерии оценки удовлетворения своих потребностей.
Для удовлетворения потребностей покупателю часто недоста¬точно только приобрести товар. Для технически сложных изделий потребителю придется нести расходы по использованию и эксплу¬атации. Полные затраты покупателя состоят из двух частей: единовре¬менных расходов на покупку товара (цена товара) - затрат на приобретение, их транспортировку, таможенные и другие сборы и расходы и др.; расходов, связан¬ных с потреблением (цена потребления).
Цена потребления обычно значительно выше цены товара. Отсюда вытекает важное правило: наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагается по минимальной цене, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы у по¬требителя.
Другой важный момент - конкурентоспособность определяет¬ся только теми свойствами, которые важны для покупателя и га¬рантируют удовлетворение заданной потребности. Параметры и характеристики изделия, выходящие за границы интересов потре¬бителя, часто не повышают конкурентоспособность изделия, а снижают ее за счет роста цены товара [1].
На уровень конкурентоспособности товаров и услуг оказывают существенное влияние следующие факторы: степень удовлетворения спроса на товар; емкость существующих и потенциальных сегмен¬тов рынка; наличие конкурентов; социально-демографические ха¬рактеристики товара; уровень снабженческо-сбытовой сети и после¬продажного сервисного обслуживания. В долгосрочном аспекте конкурентоспособность определяет уровень финансового состояния предприятия.
Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
Категория качества. Понятие конкурентоспособность товара тесно связано с понятием качества. Если под качеством понимается совокупность свойств товаров или услуг, то конкурентоспособность определяется их соответствием конкретной общественной потребности. Поэтому при оценке уровня конкурентоспособности могут сопоставляться и неоднородные товары, но удовлетворяющие одну и ту же потребность.
Параметры качества в значительной степени определяются ис¬ходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособ¬ности - прежде всего из интересов потребителя.
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью свойств, представляющих интерес для конкретного поку¬пателя и обеспечивающих удовлетворение данной потребности.
Понятие конкурентоспособность товара шире понятий каче¬ство товара и технический уровень товара. Качество и техничес¬кий уровень - главная, но не единственная составляющая уровня конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности кроме параметров, непосредственно раскрывающих потребительскую ценность товара, определяется такими факторами и характерис¬тиками, как качество сервиса, сроки и условия поставки, реклама, финансовые условия контракта и др.
Показатели, раскрывающие конкурентоспосо6ность товаров
Комплекс параметров, характеризующих конкурентоспособность товаров и услуг, включает технические, экономические и социально-организационные группы параметров.
Технические параметры наиболее жесткие и в значительной сте¬пени характеризуют качество товаров. Определяются они действую¬щими стандартами, нормами, правилами, техническими регла¬ментами, рекомендациями, законодательными актами.
Экономические параметры характеризуются единовременными затратами на приобретение товаров и затратами на эксплуата¬цию товаров.
Социальные параметры характеризуются учетом социальной структуры потребителей, моды, сдвигов в структуре потребления, национальных особенностей в организации производства, рекламы, сбыта, сервиса. Могут учитываться тенденции изменения внешних факторов: экономики, конъюнктуры рынка, научно-технического прогресса, внезапное появление или уход конкурентов с рынка.
Организационные параметры характеризуются объемом и срока¬ми поставки; формами платежа и условиями оплаты; комплектно¬стью поставки; условиями гарантии, ответственностью сторон за выполнение контракта поставки; системой скидок; страхованием грузов и др.