Прежде чем говорить о конкурентоспособности железнодорожного транспорта, необходимо определить, что мы будем понимать под транспортной услугой.
Продукцией транспорта считается свершившаяся перемена места нахождения людей и грузов. Продукция транспорта и перемещение рассматриваются как две самостоятельные, но в то же время связанные экономические категории. С точки зрения покупателя, а, следовательно, и с точки зрения маркетинга и свершившаяся перемена места и сам процесс являются крайне важными. Помимо этого большое значение имеют все услуги, связанные с этим процессом. Т.е. комплексная транспортная услуга, подразумевает не только перемену места нахождения, связанный с этим процесс пространственного перемещения пассажиров и грузов от места отправления до места назначения, но также и все услуги, связанные с перевозкой.
Продукции транспорта как услуге присущи те же четыре характеристики, отличающие услугу от товара в его материальном виде и которые определяют специфику транспортных услуг, а также особенности транспортного маркетинга.
1. Неосязаемый характер транспортной услуги связан прежде всего с тем, что:
• транспорт не производит нового вещественного продукта, а, являясь продолжением процесса производства, участвует в процессе обращения и доставляет продукцию к месту потребления.
• несмотря на неосязаемость транспортных услуг, по своему виду они являются материальными. То есть транспорт относится к сфере материального производства, так как, во-первых, здесь имеются ее необходимые факторы: рабочая сила, средство труда и предмет труда. Во-вторых, осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями и районами страны, транспорт существенно влияет на масштабы производства и его темпы.
• также особенностью транспортной отрасли является то, что в этой сфере предметом труда является расстояние.
2. Несохраняемость услуги. Как любую услугу нельзя сохранить с целью последующей реализации, так и на транспорте производство и потребление не разграничено во времени, а так как продукция транспорта производится и потребляется одновременно, ее нельзя заготовить впрок или резервировать, как другую продукцию материального производства. Поэтому в задачу транспортного производства входит не создание запасов, а обеспечение оптимальных пропускной и провозной способностей.
В условиях постоянства спроса несохраняемость транспортной услуги не является проблемой, так как можно заблаговременно должным образом укомплектовать организацию. А если спрос колеблется, то необходимо согласовывать спрос и предложение.
3. Непостоянство качества. В связи с этим можно отметить, что услуга, как и товар в материальном виде, должна соответствовать установленным стандартам [2].
В условиях рынка конкурентоспособность товаров на 70 – 80 % зависит от их качества. Что же вкладывается в понятие качества продукции? Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции (или услуги), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей. Следуя этому, фирмы зарубежных стран стараются обеспечить уровень качества товаров и услуг в соответствии с интересами потребителя. Этого, к сожалению, пока нельзя сказать обо всех отечественных предприятиях. Ошибочно полагать, что улучшение качества влечет за собой лишь дополнительные затраты, так как при решении проблемы качества повышаются эффективность производства и его устойчивость в условиях конкуренции.
Развитие внутреннего и международного рынка транспортных услуг предъявляет качественно новые требования к развитию транспортных систем, их техническому уровню, сервису, совместимости транспортных процессов. Повышение конкурентоспособности транспортной услуги в этих условиях напрямую связано с повышением их качества, которое также является одним из важнейших факторов увеличения доходности железных дорог.