У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности протекания конфликтов в студенческой группе

     

      В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений. Процесс социализации в студенческой группе может сопровождаться конфликтами, опасность которых заключается в том, что они приводят к возникновению резких негативных эмоций и сказываются на учебной деятельности студента.

      В процессе совместной деятельности причинами конфликтов, как правило, становятся два вида детерминант: предметно-деловые разногласия и различия личностно-прагматических интересов. Кроме того, конфликты возникают как среди студентов, так и между студентами и преподавателями. При условии, если во взаимодействии студенческой среды, которая осуществляет совместную учебную деятельность, преобладают предметно-деловые разногласия, конфликт обычно не приводит к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоционального напряжения и враждебности. Когда же противоречия возникают в сфере личностно-прагматических интересов, то они легко переходят в неприязнь и вражду. Случаются ситуации, когда различия личностно-прагматического характера прикрываются предметно-деловыми спорами или же когда длительные предметно-деловые споры постепенно приводят к личной неприязни. Все перечисленные варианты конфликта создают для студента неблагоприятный морально-психологический климат в группе, который вызывает снижение интереса к учебе и общения в группе.

      На поведение студентов в конфликтной ситуации большое влияние оказывают черты характера, темперамент, уровень воспитанности. Конфликты возникают из-за различий в предметно-деловой и личностно-прагматической сферах. Если преобладают предметно-деловые разногласия, конфликт обычно не приводит к разрыву межличностных отношений. При доминировании личностно-прагматических интересов конфликты легко переходят в неприязнь и вражду. Все варианты конфликта приводят к снижению успеваемости, создают неблагоприятный психологический климат в группе.

      В студенческой среде возможны конфликты по двум направлениям:

      • студент-преподаватель;

      • студент-студент.

      Специфика конфликтов «студент-преподаватель» заключается в том, что студент является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».

      Другая особенность во взаимодействии преподавателей и студентов заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до низкого уровня. Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность.

      Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

      • различия в ценностных ориентациях;

      • бестактность в общении;

      • различия во взаимных ожиданиях;

      • уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.

      Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социокультурных и индивидуально-психологических качеств взаимодейст-вующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.

      Значительная часть конфликтов типа «студент-преподаватель» возникает из-за низкого профессионального уровня преподавателей. Еще одним фактором, вызывающим конфликты, является неудовлетворенность студента оценкой. Студент, выходя из аудитории, затаивает на преподавателя обиду. Зачастую это заканчивается рассказами «обиженного» о «несправедливости».

      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

      1. конфликт - естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми. К признакам конфликта относятся: ситуация, воспринимаемая участниками как конфликтная; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей. Структура конфликта: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Конструктивные функции конфликта: познавательная, функция развития, инструментальная, перестроечная. Деструктивные функции: разрушение совместной деятельности, ухудшение или развал отношений, негативное самочувствие участников, низкая эффективность дальнейшего взаимодействия;

      2. юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности. Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни;

      3. в среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я-концепции» студента порождают конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям ВУЗов.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.