Основные цели и задачи бюджетной политики РФ на 2007 год
Федеральный бюджет является важнейшим, ключевым инструментом реализа¬ции экономической политики государства.
С одной стороны, любое действие государства, оказывающее влияние на эко¬номику, так или иначе, находит свое отражение в исполнении доходной или расходной части бюджета. С другой стороны, федеральный бюджет является основой для финансового обеспечения задач и функций государства. Выполнение государственных функций и достижение поставленных задач невозможно без соответствующей бюджетной политики, а обеспечение необходимого уровня финансирования государственных расходов при стабильном развитии экономики - без грамот¬ной и взвешенной налоговой политики.
Ключевая роль закона о федеральном бюджете становится совершенно очевид¬ной, если принять во внимание перечень документов и материалов, представ¬ляемых в соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Феде¬рации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:
• предварительные итоги социально-экономического развития Российской
Федерации за истекший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
очередной финансовый год;
• основные направления бюджетной и налоговой политики.
Набор данных документов - это и есть, в концентрированном виде, экономиче¬ская политика государства.
Таким образом, федеральный закон о федеральном бюджете должен не просто разрабатываться на основе прогнозируемых макроэкономических показателей. Федеральный бюджет может и должен являться важнейшим инструментом для достиже¬ния целевых макроэкономических показателей.
Роль федерального закона о федеральном бюджете на 2007 г. в контексте реа¬лизации долгосрочной экономической политики состоит в обеспечении ста¬бильного и полного финансирования среднесрочных и долгосрочных программ Правительства России. С этой точки зрения, ежегодные расходы о бюджете яв¬ляются теми «кирпичиками», на основе которых выстраивается долгосрочное бюджетное планирование, а значит и долгосрочная экономическая политика Российской Федерации. К сожалению, перспективный финансовый план был представлен одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете лишь в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2007 г. - до этого среднесрочного бюджетного планирования фактически не существо¬вало.
Федеральный закон о федеральном бюджете должен соответствовать достиже¬нию не только краткосрочных целей и задач, но и среднесрочных и долгосроч¬ных ориентиров экономической политики.
Среди основных задач бюджетной политики на 2007 г., сформулированных Президентом Российской Федерации, достаточное отражение в проекте феде¬рального бюджета на 2007 г. нашли только задачи создания стабилизационного фонда, снижения налоговой нагрузки, снижения уровня непроцентных расхо¬дов и формирования финансовой основы для реформы местного самоуправле¬ния.
Согласно Бюджетному посланию, «бюджетная политика должна способство¬вать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспо¬собности отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обес¬печению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики».
Сокращение масштабов бедности, то есть опережающий рост доходов мало¬обеспеченных слоев населения, предполагает активную социальную политику. Между тем, расходы по разделу «Социальная политика» в проекте федерально¬го бюджета на 2007 г. сократились с 6,4% до 6,1% расходов бюджета.
Согласно Бюджетному посланию, «Одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного пра¬вительства» должны быть основой для формирования основных характери¬стик федерального бюджета на очередной финансовый год. Планы снижения налогового бремени, принятия новых обязательств, проведения структурных реформ в экономике должны быть увязаны с базовым прогнозом параметров бюджетной системы».
В отношении перспективного финансового плана и бюджета «расширенного правительства» пожелания Президента Российской Федерации были выполне¬ны.
Что касается планов проведения структурных реформ в экономике, то о недос¬таточной их увязке с базовым прогнозом параметров бюджетной системы го¬ворит факт явно затянувшегося утверждения Программы социально- экономического развития Российской Федерации на 2007 - 2008 гг. (утвержде¬на Распоряжением Правительства России от 15 августа 2006 г. №1163-р).
Снижение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов должно, согласно Бюджетному посланию, сопровождаться «принятием адек¬ватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конеч¬ных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджет¬ные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств».