Основные направления и содержание профориентационной работы социального педагога
Профориентация имеет давнюю историю, тесно связанную с психодиагностикой. Исторически психодиагностика в профориентации началась с замеров уровня развития психофизиологических возможностей человека (время реакции, тремор) и его познавательных способностей (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) для целей профотбора на отдельные профессии. Затем возникла необходимость изучения личностных особенностей человека и его мотивационной сферы.
Таким образом, в настоящий момент психодиагностика в профориентации рассматривает человека во всех его проявлениях, что приводит к необходимости использования разнообразного диагностического инструментария.
Профессиональная ориентация в деятельности социального педагога – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с запросами и склонностями учащихся, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к социальному педагогу, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
Вся работа доступна по Ссылке