Традиционные подходы и формы комплектования библиотек
Библиотечные фонды в современном мире являются «стратегическим ресурсом развития общества. Понятие комплектования ввел Ю.В. Григорьев, которые понимал его как двусторонний процесс, более сложный, чем пополнение фонда изданиями. Учреждения, из которых в библиотеку поступают документы, необходимо называть источниками снабжения либо пополнения фонда», но не «источниками комплектования»[35]
Комплектование библиотек, является непрерывным процессом. Документоснабжение фонда подразумева¬ет постоянные связи с представителями книготорговых предприятий, издательств, подписных агентств и другими субъектами книжного рынка, так как именно они яв¬ляются поставщиками необходимых для библиотеки документных ресурсов. На каждом конкретном этапе исторического развития библиотеки в документоснабжении фонда использовали различный инструментарий. Исходя из задач, сто¬явших перед библиотеками в разные исторические периоды, можно выделить не¬сколько подходов к документоснабжению. Первый шаг в этом направлении сдела¬ла А.А. Соляник, выдвинув в качестве концептуального логистический подход на современном этапе развития общества.[34] Выделе¬ние концептуальных подходов в соответствии с развитием системы документо¬снабжения позволит углубить теоретическое знание об изучаемом объекте, обос¬новать применяемые механизмы взаимоотношений с книжным бизнесом. В качестве общих концептуаль¬ных подходов к документоснабжению рассматриваются:
1. Кумуляционный подход (с момента возникновения библиотек до XX века). На самом раннем этапе развития библиотечного и книжного дела библиотека бы¬ла центром всей образовательной, литературной, издательской и книгораспространительской деятельности. В Средние века появляется принципиально новая функция библиотеки — идеоло¬гическая, которая была подчинена интересам государства и церкви. Библиотека воспринималась как фундамент служения Богу. Суть библиотечной деятельности сводилась к собиранию религиозных, или как их еще называют «правильных» книг, без намека на ересь и оппозицию госу¬дарственной. Библи¬отека как социальный институт кумулирует в фонде документы, зачастую ограничи¬вая доступ пользователей к ним. Деятельность библиотек строится по принципу: «пользователь идет в библиотеку, а не она к нему».
2. Распределительный подход (1930-1980-е годы). Характеризуется усиле¬нием идеологической функции в деятельности библиотек. Изменение на¬правленности в отношениях «библиотека—пользователь» объясняется руководя¬щей ролью библиотек в чтении, также вышедшей на первый план. В систему документоснабжения включается новый элемент — библиотечный коллектор, который выполняет функции планового распределения издательской продукции по фондам библиотек. Сохраняется жесткий государственный контроль над сферами книжного и библиотечного дела, а также над личностью. В рамках данного подхода, фонды основных типов библиотек приводились к еди¬нообразию. Обязательным считалось приобретение в фонд библиотеки политической и партийной литературы.
3. Антикризисный подход (1990-е годы). 1990-е годы являются крайне трудны¬ми как для книжного бизнеса, так и для библиотек. Как субъекты сферы экономики, так и субъекты сферы культуры были вынуждены искать новые пути развития по ры¬ночным законам. В практической деятельности начинают активно использоваться принципы маркетинга. Как предприятия книжного бизнеса, так и библиотеки весь¬ма заинтересованы в привлечении клиентов/пользователей. Система взаимоотношений всех участников рынка стала открытой и относительно прозрачной. Государство не участвует в решении данной проблемы.
4. 3. Логистический подход (начало XXI века). Перспективность подхода заклю¬чается в том, что книжное и библиотечное дело как взаимосвязанные смежные об¬ласти, имеющие точку соприкосновения в качестве документного потока, облада¬ют возможностями для оптимизации формирования библиотечного фонда. С помощью логистических инстру¬ментов библиотека выбирает оптимальных поставщиков, ориентируясь на такие параметры отбора, как надежность, деловая репутация, известность на рынке, оперативность поставок, широта ассортимента, высокий уровень сервиса и др.
Разработка механизма партнерских отношений между библиотеками и предприятиями книжного бизнеса в документоснабжении библиотечно¬го фонда в современных рыночных условиях невозможно без изучения историчес¬кого опыта. Анализ идей, сформулированных в период с XVIII века до 80-х годов XX века, позволяет объективно оценить значимость принципов и положений, лежав¬ших в основе сотрудничества библиотек с книготорговыми предприяти¬ями и издательствами в разные исторические периоды.
Вся работа доступна по Ссылке