У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


СИСТЕМА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

     

      Для использования резервов повышения эффективности боевой совместной деятельности личного состава, скрытых в сплоченности как социально-психологическом явлении, официальным лицам необходимо не только знание и понимание ее природы и особенностей, но и владение методикой ее изучения, оценки и формирования.

      Изучение сплоченности может проводиться в научных целях и для решения прикладных задач войсковой практики. При выборе или разработке конкретной методики обычно решаются две основные задачи: диагностика (оценка) общей сплоченности реальной группы (экипаж, боевой расчет) или отдельных ее проявлений и прогнозирование успешности вхождения личности воина в конкретную социальную (профессиональную) роль без нарушения сплоченности группы. Методологически решение этих задач правомочно лишь при условии хорошей взаимной информированности членов группы о положительных и отрицательных особенностях каждого состоящего в группе воина или рекомендуемого командованием на замену выбывшему товарищу.

      Анализ имеющихся методик изучения сплоченности подтверждает, что достижение поставленной цели возможно с помощью использования наблюдения, изучения документов, проведения опросов (интервью, анкетирование, беседа и др.), анализа результатов реальной совместной деятельности, применения специализированных социально-психологических методик (социометрия, экспертная или групповая оценка личности и т.д.), психологических приборов и других методик оценки межличностных взаимоотношений. Так как в авторской редакции применение вышеперечисленных методик в значительной степени проблематично, то при разработке (выборе) рабочей методики следует учитывать имеющийся опыт диагностики сплоченности, подбора и комплектования экипажей и адаптировать его применительно к конкретным условиям. Методологически такая задача может быть решена путем разработки частных методик оценки отдельных компонентов сплоченности и сведения их в итоговую оценку.

      Изучение и оценку сплоченности следует проводить на основе изложенного ранее теоретического понимания сущности этого явления по показателям трех основных его компонентов - морально-политического единства, боевой сработанности и психологической совместимости.

      При оценке морально-политического единства к таким показателям можно отнести степень единства для данного первичного коллектива мировоззрений входящих в него личностей и степень реализации преобладающего в экипаже мировоззрения в общие для всех его членов потребности, цели и особенно мотивы совместной деятельности. В качестве уровневых признаков, используемых при оценке мировоззрения, могут быть приняты знания, взгляды и убеждения. Например, если мировоззрение воинов базируется, в основном, лишь на знании теории, то это только начальный, самый низкий уровень его существования. Если позиция партнеров основывается на взглядах, включающих в себя не только знания, но и принятие этих знаний, согласие с ними, то это уже второй, более высокий уровень мировоззрения. И, наконец, при превращении взглядов в убеждения, предполагающие как наличие взглядов, так и мотивов их активного претворения в жизнь, в войсковую действительность, можно говорить о третьем, самом высоком уровне мировоззрения. Объективные уровневые признаки характеризуют мировоззрение как достаточно стабильное психическое образование, актуализирующееся в реальной боевой ситуации в таких конкретных динамических проявлениях, как потребности, цели и мотивы. Субъективно мотивы к боевой совместной деятельности в составе конкретного экипажа воспринимаются через степень взаимного доверия воинов, их желания к взаимному сотрудничеству на моральных, этических, религиозных и политических основаниях. Наблюдая за активностью и содержанием выступлений и высказываний воинов на занятиях, собраниях, в стенной печати, при выполнении боевых задач и хозяйственных работ, на отдыхе, анализируя результаты их деятельности и особенности поведения в быту, можно оценить как мировоззрение членов экипажа, так и их потребности, цели и мотивы, определить степень их взаимного доверия.

      Мировоззрение воина не подвержено быстрым изменениям, поэтому при изучении позиции личности, ее ценностей, морально-политической и нравственной ориентации в начальный период службы нужно активно собирать и учитывать информацию с места работы или учебы воина до его призыва в армию. Общность мировоззрений и личностных побуждений, отсутствие антагонистических противоречий у воинов - хорошая основа морально-политического единства личного состава подразделения, экипажа, боевого расчета.

      При оценке боевой сработанности членов экипажа к объективным показателям эффективности совместной деятельности относят производительность воинского труда, безошибочность боевых действий, их точность, своевременность (быстрота реагирования) и высокую экономичность. Качественные и количественные критерии объективной оценки боевой сработанности по этим показателям хорошо известны. Так, качественным критерием точности стрельбы танкового экипажа будет конечный ее результат - поражение цели или промах. Количественным критерием будет величина отклонения точки попадания от точки прицеливания. Подобным образом может быть оценена и совместная деятельность экипажа вертолета и усилия боевого расчета ракетной установки. Конкретные нормативные критерии для оценки показателей эффективности совместной деятельности приводятся в соответствующих инструкциях и наставлениях.

      Труднее поддаются количественной оценке субъективные показатели. Важнейшим из них является степень профессионального (служебного) взаимопонимания членов экипажа. Чаще всего оценка субъективных показателей осуществляется по качественной двоичной системе "хорошо-плохо". Возможно также применение трех-пяти балльной системы оценки, являющейся своего рода попыткой перехода к количественному измерению субъективных показателей. При достижении высокого уровня сработанности в военно-профессиональной сфере неизбежно происходит сближение субъективных и объективных оценок, но на начальных этапах возможно преобладание субъективного подхода к оценке, который к тому же отличается большей динамичностью, ситуативностью и легче поддается управлению.

      Для оценки и прогноза боевой сработанности воинов в военно-профессиональной сфере можно использовать в течение некоторого времени пробное выполнение функциональных совместных обязанностей как на реальных образцах боевой техники и оружия, так и на всевозможных моделях, тренажерах и приспособлениях. Целесообразно также использовать для этих целей совместное несение боевых дежурств, регламентное обслуживание техники и оружия, выполнение хозяйственных работ, участие в субботниках и т.д.

      Приемлемы и различные формы наставничества. В ходе таких экспериментов целесообразно наблюдать за особенностями процесса сближения, срабатываемости членов экипажа, зафиксировать достигнутые ими результаты, а после завершения работ провести беседу или анкетирование участников для оценки их психических состояний, преобладающих эмоций и общего впечатления о партнере по совместной деятельности.

      Вся работа доступна по " http://diplomrus.ru/raboti/29395?mod=diploms " target="_blank">Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.