У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Методы обучения как педагогическая категория

     

      Методов обучения насчитывается несколько десятков (М.Н. Скаткин). И, несмотря на долгую историю развития этого понятия и на многообразие самих методов, пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории ме-тодов обучения.

      Есть различные подходы к определению понятия метода обучения:

      1) это путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию (Р.Декарт);

      2) это способ деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения (Н.В. Савин);

      3) это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обу-чения (И.Я. Лернер) и т.д. Метод рассматривается в науке не только с педагогической точки зре-ния, но и с философской. Философы отмечают, что в общественной и мате-риальной действи¬тельности нет никаких методов и имеются лишь объектив-ные законы. То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда – в со-знательной дея¬тельности человека. Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как че-ловек должен по¬ступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). "Под методом я разумею точные и простые правила" (Р. Декарт). Как видим, фило¬софы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону – пра¬вила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-ых гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название "рассказ", "беседа". При таком по-нимании мето¬ды не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод – не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, – это указание к педаго¬гически целесообразному действию, предпи-сание, как действовать.

      Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловле-но как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение ме-тода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения пред-ставляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учите-ля, организующего с помощью определенных средств практическую и позна-вательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с од-ной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой – сама обуславливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития. Ю.К. Бабанский рассматривает метод как "способ упорядоченной вза-имосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования" . Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире – как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

      В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внут-реннюю (М.И. Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким об-разом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащего¬ся. В этом случае можно дать следующее определение методу обучения: ме¬тод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, при-меняемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

      Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому по-лезно знать все приведенные определения метода обучения.

      Вся работа доступна по " http://diplomrus.ru/raboti/29926?mod=diploms " target="_blank">Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.