У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Экспериментальное изучение отношений и предпочтений в группе детей младшего подросткового возраста



          Метод социометрии. Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении со-циальных взаимодействий в группе применяется так называе¬мая социометриче¬ская процедура, или социометрия (впервые предло¬женная в 30-х годах Д. Морено).           Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возмож¬ность выяс¬нить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, кото¬рые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочув¬ствия личности в группе, при оп¬ределении структуры первичных групп, при исследо¬вании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при ди¬агно-стики уровня деловой активности и т.д. Социометрический метод, как за¬мечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд по-ставленных вопросов различного типа и характера, на¬пример: "С кем бы ты хотел си-деть за одной партой?"; "…готовиться вме¬сте к контрольной работе?" и т.д.          Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охваты-вают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общест-венными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии вы¬бора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для ис¬пытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, свя¬занных с сиюминутными, ситуативными факторами.          В работах современных психологов названы следующие сильные критерии: 1) ролевой ("Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров"); 2) перцептив¬ный ("если группе будет предло-жено выбрать капитана КВН, как ты ду¬маешь, кто назовет твое имя?"); 3) функцио-нальный ("Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одно¬классников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?"); 4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом"). В практике социометрического эксперимента используется, как пра¬вило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).          Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко-торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво¬бодными ("Назови тех од-ноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксирован¬ными ("Назови тех пять одноклассни¬ков, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").          В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после¬дователь¬ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы¬боров имеет при ана¬лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че¬ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 че-ловек лучше позволить делать 3-5 выборов.          Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе¬ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре-зультатом этого является карточка опроса. Её содержа¬ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во-просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.          Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле¬нами группы, объяс-нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче-ской разминкой.          Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно¬вой для социометриче-ского анализа. Для удобства обработки данных ка¬ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта¬пов эксперимента фигурирует под ним. При ис-следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит-ного списка.          



Вся работа доступна по Ссылке

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.