Учет реализации готовой продукции и финансовых результатов
Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками) или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной продукции, а при отсутствии ее – в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Таким образом, ценой продажи, используемой в качестве налогооблагаемой базы, признается цена сделки, определенная участниками договора. В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др. У покупателя право собственности на приобретаемую по договор продукцию возникает с момента ее передачи (ст.223 ГК РФ). Передачей продукции признается вручение ее потребителю, сдача перевозчик для отправки потребителю или сдача в организацию связи для пересылки потребителю. Продукция считается врученной покупателю с момента ее фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица. В настоящее время реализация готовой продукции производится на основе следующих договоров:
• реализация продукции по договору купли-продажи (регулируется гл.30 ГК РФ, ст. 454)
• реализация продукции по договору поставки (регулируется гл.30 ГК РФ, ст. 506)
• реализация продукции по договору комиссии (регулируется гл.51 ГК РФ, ст. 990)
Отгрузка продукции покупателям осуществляется со склада готовой продукции или непосредственно из цеха на основании накладной, выписываемого отделом сбыта (маркетинга) в четырех экземплярах и объединяющего два документа: приказ для склада и накладную на отпуск. В дальнейшем эта информация используется данным отделом как основа для организации оперативного учета отгрузки продукции в целях выполнения договорных обязательств. Информация содержащаяся накладной, должна соответствовать условиям поставки, предусмотренным в соответствующем договоре с конкретным покупателем.
Признание выручки от продажи в бухгалтерском учете может осуществляться двумя способами:
- по оплате (кассовый метод);
- по отгрузке (метод начисления)
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекаю¬щее из конкретного договора, или подтверждение иным соответству¬ющим образом;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной опера¬ции произойдет увеличение экономических выгод организации (когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределен¬ность в отношении получения актива);
- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа при¬нята заказчиком (услуга оказана);
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, получен¬ных организацией в уплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредитор¬ская задолженность, а не выручка.
Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете рас¬ходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги.
Для учета реализации продукции в бухгалтерском учете используют счет 90 «Продажи». Этот счет является активно-пассивным и операционно-результатным По дебету этого счета показывается полная себестоимость проданной продукции и сумма НДС, а по кредиту – продажная стоимость, включая НДС.
К счету 90 могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»
90-2 «Себестоимость продаж»
90-3 «Налог на добавленную стоимость»
90-4 «Акцизы»
90-9 «Прибыль убыток от продаж»
Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
При методе начисления на дату перехода имущества в собственность покупателя в учете продавца делается бухгалтерская запись:
Дт 62 «Расчеты с покупателями»
Кт 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка от продажи».
Одновременно с вышеприведенной записью списывается себестоимость отгруженной покупателю продукции. При этом необходимо иметь ввиду, что списание отгруженной продукции в бухгалтерском учете, в зависимости от принятой учетной политики, отражается по разному.
Вся работа доступна по Ссылке