Методические подходы к оценке системы регионального менеджмента в курортных регионах
Анализ - это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения, а также выявления его природы и закономерностей [30, с.4]. В современной экономике и управлении данный процесс является одним из самых эффективных среди других инструментов изучения определенного объекта или явления, при этом главенствующую роль играет комплексный и системный анализ различных направлений хозяйственной деятельности.
Анализ деятельности туристических предприятий, в силу специфики их функционирования, должен в обязательном порядке включать оценку их имущественного и финансового состояния на уровне отдельных субъектов предпринимательства, оценку развития отрасли в целом и в разрезе отдельных регионов.
Из перечисленных этапов анализа наиболее изученным и широко освещаемым в научной и методической литературе является оценка финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий туристической отрасли. При этом авторами используются как общепринятые критерии и показатели, так и специально разработанные для сферы туризма, с учетом отраслевых особенностей. В частности, И. Б. Андреенко предлагает следующий алгоритм аналитической оценки деятельности туристических предприятий [182, с.66]:
- общая организационно-экономическая характеристика предприятия на основании уставных документов (месторасположение, форма собственности, структура управления, емкость, количество мест, характеристика услуг и т.п.);
- основные показатели туристической деятельности в динамике за 3-5 лет, в зависимости от целей анализа (количество обслуженных туристов, их состав и структура по полу, возрасту, целям поездки и т.п.; количество туро-дней и т.д.);
- финансовые показатели деятельности предприятия (состав и структура расходов, доходов, чистой прибыли и направлений ее использования; ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность и т.д.).
Такая схема проведения анализа позволяет не только оценить деятельность туристического предприятия в краткосрочной перспективе, но и выявить проблемные зоны его развития с целью устранения их в будущем.
Вторым этапом проведения анализа функционирования субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма является оценка развития отрасли в целом. Для этого используются обобщенные данные по максимально большему из возможных числу туристических предприятий с применением приемов и методов статистического анализа. Вместе с тем, современная статистика Украины на сегодняшний день дает весьма обобщенные данные о совокупном доходе от туризма с учетом мультипликативного эффекта, который только лишь иллюстрирует степень значимости этого сектора экономики для того или иного региона. Поэтому в целях реализации государственной политики целесообразно использовать не один интегральный показатель (совокупный доход от туризма), а целую систему показателей, связанных с оценкой:
- общего туристского потока и факторов, влияющих на его величину;
- пространственного распределения туристских потоков в регионе;
- величины туристских расходов: основных и дополнительных;
- доли туристских расходов, связанных с покупкой услуг и товаров местного производства;
- налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты;
- масштабов и роли неучтенного предложения на рынке туристских услуг;
- занятости: основной и сезонной, легальной и нелегальной.
Для получения этих данных в рамках всей Украины и ее отдельных регионов, а также соответствия полученной информации международным стандартам Всемирной туристической организации, необходимо внедрение вспомогательного счета туризма (ВСТ) - своеобразной рамочной системы, позволяющей отражать связь между туризмом и другой хозяйственной деятельностью через макроэкономические показатели и разрабатывать модели и прогнозы по туристической отрасли и по экономике в целом.
Заключительным этапом анализа деятельности туристических предприятий выступает оценка их взаимного регионального влияния, что обусловлено как значительной ролью в эффективности туризма регионального фактора, так и главенствующим местом туризма в курортных зонах. Для учета всех возможных факторов и тенденций развития регионального туризма, на данном этапе используются различные экономико-математические модели с применением методов сценарного анализа, когнитивного моделирования, симплекс-метода и т.д., позволяющие найти оптимальные варианты решений поставленных задач. Например, использование экономико-математического моделирования позволяет рассчитать показатель регионоемкости отдельных санаторно-курортных зон с учетом сохранения их экологической безопасности и туристической нагрузки [48, с.212].
Таким образом, главная особенность методики аналитической оценки деятельности курортных городов заключается в обязательном учете регионального фактора их функционирования, влияние которого позволяют оптимально рассчитать различные экономико-математические модели с применением методов статистического анализа.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов (Б.И. Суховерский, В.К. Симоненко, Е.П. Качан, Я.В. Коваль, М.И. Долишный, В.С. Мищенко, С.И. Дорогунцов, Б.М. Данилишин, О.С. Новоторов и др.), наиболее существенными показателями являются:
- индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Украине по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
- индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по Украине в целом);
- общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов) [128, с.20].
Вся работа доступна по Ссылке