У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и история становления метода проектов в образовании

Необходимость формирования проектной деятельности обусловлена, прежде всего, развитием общества и производства. Технологизация современной жизни, развитие производства и общества устанавливают приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экономических, экологических, психологических и других факторов и последствий.

Исторически проектная деятельность человека складывалась стихийно. «Естественный отбор» действий и видов деятельности привел к выработке оптимального варианта действий, упорядоченное сочетание которых способствует созданию образа - идеи - объекта.

Проектной деятельностью возможно овладевать целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но как показал анализ научно - методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и профессиональных высших учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования, в частности.

Реформирование содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации выше названного подхода. Кроме того, обогащение учебного процесса образовательной областью «Технология» предполагает освоение проектной деятельности уже с младшей школы. Проектная

деятельность человека вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов.

Становление и развитие теории и практики проектной деятельности и проектного обучения школьников связаны                                                                                       с научными                                                                                               поисками

отечественных и зарубежных исследователей. Теория и практика проектной, деятельности и проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX - начале XX веков. Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Вначале его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом, воспитания сельхозипсол Д. Снезден. С помощью проектов предполагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 19]1 году.

Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик- дал следующее определение метода проектов: «Это метод планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо • учебно - школьного задания в реальной жизненной обстановке» (71, СЛО).

Как видно, сущность проекта здесь определяется исходя из унитарной задачи по выполнению какого - либо задания. Далее У.Х. Килпатрик понятие проекта связывает с «от всего сердца» производимой целесообразной деятельностью, то есть с «сердечным целевым актом».

Одновременно У.Х. Килпатрик высказывал пожелание, чтобы за термином «проект» стояла серьезная научная концепция, и чтобы, термин выражал эту концепцию.

Американский ученый Э. Коллингс обобщил опыт США по методу проектов, раскрыл содержание проектов, выполняемых школьниками в различных разделах учебной программы.

Русские ученые связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой ее к жизни и труду.

Так, известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев в книге «Дидактические очерки» писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее уменье, искусство, способности. То человек знающий, то человек умный. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея- знаниями, не всегда приобретешь ум... Поэтому наиболее ценны такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько- дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума и, таким образом, сообщают ему гибкость, подвижность, так как оттачивают и шлифуют его... Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал возможно больше знаний. Самое важное приобретение учащихся - уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться» (69, С.324).

Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс один из основоположников отечественной педагогической науки П.П.. Блонский. Народную школу педагог видел, прежде всего, индустриальной, он сам говорил, что в век прогресса терпеть не мог технической неграмотности.

Многие принципы, на которых разрабатывается сегодняшняя образовательная область «Технология» и непосредственно связанная с ней проектная деятельность, были заложены П.П. Блонским в народной школе. Он писал: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни» (19, С. 39).

П.П. Блонский подчеркивал, что при таком обучении в народной школе учитель - лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в его

ответственной работе. «Учитель - не учитель в обычном смысле слова, но лишь руководитель и спутник: он руководит исследованиями детей, он спутник их путешествий в человеческую жизнь» (там же, С* 64). А создать рациональную организацию школьной жизни ребенка без проектной деятельности невозможно. «Нравственно автономная личность, творец новой, лучшей, чем наша, человеческой жизни - вот кто должен быть создан народной школой. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве». «В школе ребенок не только учится, но и упражняется б самостоятельных занятиях» (там же, С.43). «Жить - это значить познавать действительность и преобразовывать ее. Методы познания и труда - два основных предмета в школе» (там же, С. 64).

Примечательно, что подготовке творческой личности в народной школе П.П. Блонский придавал социальный смысл. По этому поводу он писал: «Творчество русского ребенка, развитие в нем инициативы и самостоятельности есть страхование, будущих русских поколений от упреков в подражательности, пассивности и инертности» (там же, СЛ2). И заканчивал эту мысль такими словами: «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее?» (там же, С.64).

Большое внимание проектному методу обучения уделял один из создателей новой школы и педагогики в России С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить (173). С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. В организации детской жизни в каждый данный момент он видел смысл и цель педагогической деятельности.

Развитие самостоятельности учащихся противопоставлялось господствующей в то время системе обучения, направленной на подготовку детей к сдаче экзамена по определенному предмету.

Подготовка к жизни и развитие самостоятельности должны осуществляться в процессе выполнения учащимися конкретных дел, список которых необходимо иметь в школе. Каждую из тем школьной программы нужно соединить с выполнением практического дела, то есть проекта, имеющего жизненное значение,, доступного учащимся и учитывающего их интересы.

В систему проектной деятельности С.Т. Шацкий включал «приспособление» ребенка к материалу (выбор подходящего материала для той или иной цели) и к инструменту (умение пользоваться инструментами).

Началом педагогической деятельности С.Т. Шацкого становится организация детского клуба («поселка») «Сетлемент» (1906), где практически было внедрено проектное обучение. По словам самого автора, «это дело носило, бесспорно, общественный характер, давало простор творчеству каждого ученика» (С.Т, Шацкий, 173, С.30). В клубе подростки занимались столярным, слесарным, переплетным ремеслом, историей, химией, искусством.

В колонии «Бодрая жизнь», созданной С.Т. Шацким вместе с группой педагогов в 1911 году, дети сами выбрали себе дело по душе и могли попробовать свои силы во многих видах деятельности, а педагоги при этом выступали в роли советников и консультантов. Вся работа в колонии сводилась к нахождению такого содержания деятельности, таких условий для ее реализации, которые приведут к развитию заложенных в ребенке творческих сил. Воспитанники выполняли творческие проекты, связанные с ремонтом сельскохозяйственной техники, озеленением, сельскохозяйственным опытничеством, изготовлением парт, росписью дуг для упряжек и др.

 

 

Вся работа доступна по <a href=

"  http://mydisser.com/ru/catalog/view/19211.html  " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.