Быстрый переход к готовым работам
|
Основные цели и задачи бюджетной политики РФ на 2007 годФедеральный бюджет является важнейшим, ключевым инструментом реализации экономической политики государства. С одной стороны, любое действие государства, оказывающее влияние на экономику, так или иначе, находит свое отражение в исполнении доходной или расходной части бюджета. С другой стороны, федеральный бюджет является основой для финансового обеспечения задач и функций государства. Выполнение государственных функций и достижение поставленных задач невозможно без соответствующей бюджетной политики, а обеспечение необходимого уровня финансирования государственных расходов при стабильном развитии экономики - без грамотной и взвешенной налоговой политики. Ключевая роль закона о федеральном бюджете становится совершенно очевидной, если принять во внимание перечень документов и материалов, представляемых в соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:
Набор данных документов - это и есть, в концентрированном виде, экономическая политика государства. Таким образом, федеральный закон о федеральном бюджете должен не просто разрабатываться на основе прогнозируемых макроэкономических показателей. Федеральный бюджет может и должен являться важнейшим инструментом для достижения целевых макроэкономических показателей. Роль федерального закона о федеральном бюджете на 2007 г. в контексте реализации долгосрочной экономической политики состоит в обеспечении стабильного и полного финансирования среднесрочных и долгосрочных программ Правительства России. С этой точки зрения, ежегодные расходы о бюджете являются теми «кирпичиками», на основе которых выстраивается долгосрочное бюджетное планирование, а значит и долгосрочная экономическая политика Российской Федерации. К сожалению, перспективный финансовый план был представлен одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете лишь в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2007 г. - до этого среднесрочного бюджетного планирования фактически не существовало. Федеральный закон о федеральном бюджете должен соответствовать достижению не только краткосрочных целей и задач, но и среднесрочных и долгосрочных ориентиров экономической политики. Среди основных задач бюджетной политики на 2007 г., сформулированных Президентом Российской Федерации, достаточное отражение в проекте федерального бюджета на 2007 г. нашли только задачи создания стабилизационного фонда, снижения налоговой нагрузки, снижения уровня непроцентных расходов и формирования финансовой основы для реформы местного самоуправления. Согласно Бюджетному посланию, «бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного предпринимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественной экономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики». Сокращение масштабов бедности, то есть опережающий рост доходов малообеспеченных слоев населения, предполагает активную социальную политику. Между тем, расходы по разделу «Социальная политика» в проекте федерального бюджета на 2007 г. сократились с 6,4% до 6,1% расходов бюджета. Согласно Бюджетному посланию, «Одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного правительства» должны быть основой для формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год. Планы снижения налогового бремени, принятия новых обязательств, проведения структурных реформ в экономике должны быть увязаны с базовым прогнозом параметров бюджетной системы». В отношении перспективного финансового плана и бюджета «расширенного правительства» пожелания Президента Российской Федерации были выполнены. Что касается планов проведения структурных реформ в экономике, то о недостаточной их увязке с базовым прогнозом параметров бюджетной системы говорит факт явно затянувшегося утверждения Программы социально- экономического развития Российской Федерации на 2007 - 2008 гг. (утверждена Распоряжением Правительства России от 15 августа 2006 г. №1163-р). Снижение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов должно, согласно Бюджетному посланию, сопровождаться «принятием адекватных мер по оптимизации бюджетных расходов, внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств». В Пояснительной записке к проекту закона о федеральном бюджете указывается, что «при планировании доходов и расходов федерального бюджета на 2007 г. Правительство Российской Федерации впервые приступило к использованию критериев результативности и эффективности бюджетной деятельности...». На практике современные технологии бюджетного планирования при формировании федерального бюджета на 2007 г. использовались недостаточно. Использование критериев результативности и эффективности, планирования по результатам должно быть связано с существенным изменением финансирования в зависимости от приоритетных направлений расходования, а также эффективности расходования бюджетных средств. В условиях, когда контроль эффективности расходования бюджетных средств фактически отсутствует, говорить об использовании критериев результативности и эффективности не приходится. Механизмы бюджетного планирования, ориентированные на достижение конкретных результатов (программное бюджетирование), требуют наличия целевых программ деятельности максимально возможного числа получателей бюджетных средств, определения сценариев финансирования в зависимости от достигнутых результатов, создания системы стимулов по достижению поставленных задач. Российская бюджетная система этим требованиям не отвечает. Некоторые программные документы, конечно, существуют (план развития государственного сектора экономики, военная доктрина), однако программной схеме (четкие, количественно определенные цели, требуемые ресурсы, механизмы исполнения) они в полной мере не отвечают. Главное - большинство существующих программных документов не встроены в бюджетный процесс. Исключение в этом смысле составляют только федеральные целевые программы, однако и их оценка эффективности в настоящее время проводится достаточно формально. Реализованным является контроль целевого использования бюджетных средств, в смысле расходования их по той статье, по которой это и запланировано. Что касается контроля, аудита эффективности расходования средств, решения данной задачи пока не планируется. Современные технологии бюджетного планирования требуют достаточно высоких расходов на внедрение, однако прямых расходов на эти цели в проекте бюджета 2007 г. не предусмотрено. В Бюджетном послании указывается, что «государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Необходимо продолжить разработку предложений в этом направлении». Оговорка, связанная с «продолжением разработки предложений» привела к тому, что среди основных мер бюджетной и налоговой политики действительно предусматриваются меры по переходу от сметного финансирования бюджетных учреждений к оплате предоставляемых услуг через механизмы подушевого финансирования и госзаказа, однако в рамках существующей структуры проекта закона о федеральном бюджете определить реальность этих мер не представляется возможным. Информация о связи расходов на содержание отдельных видов государственных учреждений и объемов государственного заказа отсутствует. Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 177) предусматривается разработка нормативов затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти, однако в проекте закона о бюджете и представленных вместе с ним документах характеристика госзаказа с точки зрения объемов закупок услуг и нормативов затрат не предусматривается. Ст. 178 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает включение плана предоставления государственных и муниципальных услуг госучреждениями в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств в план развития государственного и муниципального секторов экономики на 2007 год. В Плане развития государственного и муниципального секторов экономики на 2007 год такой сводный план отсутствует.
Вся работа доступна по <a href= " http://diplomrus.ru/raboti/29874?mod=kursovie " target="_blank">Ссылке</a> </p>
|
|