Быстрый переход к готовым работам
|
Концептуальные основы современной модели экологически устойчивого развития территорииПредполагается, что каждый этап характеризуется определенной остротой возникших проблем и социально-экономическими возможностями об-
щества. Если зрелость общества и глубина экологического дисбаланса не совпадают, наступает сначала экологический кризис, а затем катастрофа. Чтобы скорректировать поведение человека был сформулирован «венок» законов Б. Коммонера: 1) все связано со всем, 2) все должно куда-то деваться, 3) природа «знает» лучше и 4) ничто не дается даром, которые выступают скорее как афоризмы, чем строго сформулированные положения. Тезис Б. Коммонера состоит в том, что пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы легко вредим природным системам, пытаясь их «улучшить» [46]. Переход от стихийного к сознательному во взаимодействии общества и природы не может быть осуществлен при сохранении стихийного в экономических основах общества. В этом свете представляет особый интерес опыт природопользования в условиях государственного социализма. Сравнительный анализ показывает, что деградация земель и лесных экосистем, почвы и водных объектов, суммарные выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу на единицу территории, на одного человека и другие показатели природопользования стран с развитой рыночной экономикой и бывших социалистических стран во многом совпадали. Стремление к экономическому росту, расширение масштабов воздействия на окружающую природную среду — все это роднило непохожие на первый взгляд экономические модели. Их сходство обусловлено господствовавшим и там и там экономическим механизмом, в одном случае рыночным, в другом - плановым, но в обоих случаях с экономическими критериями развития в основании. Экономический детерминизм и прагматизм, присущие и традиционному капитализму и государственному социализму не смогли стать базой для решения проблем биосоциального характера, поскольку сложность, многогранность, динамизм последних никак не могут быть сведены к упрощенным формам экономического, количественного. Бессмысленность экономического роста, если он не ведет к решению проблем человека и человечества, ставшая очевидной во второй половине XX века, приве- ла к глубинным трансформациям и потрясениям в развитой части мира. Это был и есть кризис индустриально-экономической модели хозяйствования, неспособной адекватно решать насущные глобальные задачи общественного развития [306]. Эта модель развития (государственный социализм), таким образом, с точки зрения эколого-экономической проблематики, на наш взгляд, не может являться перспективной. В 60-е годы появилась и стала приобретать все больше сторонников концепция конвергенции двух индустриальных систем. Один из основопо- . ложников концепции Дж. Гэлбрейт в «Новом индустриальном обществе» указывал на объективные предпосылки усиления роли государства, планирования, поскольку «капитализм уже перерастает рыночные рамки». В отечественной науке такие идеи были восприняты с чисто идеологических позиций, в том числе и как невозможность существующей модели капитализма разрешить нарастающие экологические проблемы, что по нашему мнению, было верным. Но не в смысле преимуществ социалистической модели: обе модели не отвечали требованиям эколого-экономического критерия [66]. Одной из распространенных концепций развития современного обще- . ства является, наряду с концепцией постиндустриального развития на основе ' информационных технологий (Даниел Белл), концепция, согласно которой все многообразие развития сводится к ограничению или даже прекращению роста уровня мировой экономики при консервации принципа деления человечества на «золотой миллиард» и эксплуатируемую им периферию. Одним из ее вариантов выступает возникшая в 90-е годы концепция так называемого «постмодернизма» или «глобализма», в которой нет места отдельным государствам, границам, нациям. Есть гражданин мира. Есть достигнутый уровень благосостояния высокоразвитых стран, который необходимо удержать любой ценой. Эта концепция исповедует отказ от всех старых рудиментов как в экономике, так и в духовной жизни: «... следует опираться только на новое видение мира ... полнейший отказ от всего прошлого. Это и есть грядущий день цивилизации» [187]. Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/30383.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|