У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Понятие «субсидиарность» происходит от латинского «зиЬ8|'сПит», означающего оказание помощи, поддержку, осуществление вспомогательных действий по отношению к основным.

В истории западной общественной мысли этот термин использовался для описания тех принципов, которые организуют взаимодействие различных интересов в рамках единой системы. Предполагалось, что в субсидиарно структурированном обществе характер отношений и разграничения полномочий между различными уровнями диктуется не институтами верховной власти, а определяется совместно всеми его субъектами. В результате данного процесса ответственность за те или иные задачи возлагалась на самый низкий уровень институциональной иерархии, способный их решить. При этом каждый последующий уровень должен был в случае необходимости оказать поддержку нижестоящему звену с тем, чтобы оно самостоятельно справилось с проблемой. Считалось, что такой подход создает условия для оптимального распределения задач в обществе, каждый сегмент которого берет на себя ту часть вопросов, которые в силу своей природы или в силу своей значимости могут быть решены именно им. В свою очередь, точное нахождение уровня реализации полномочия, одобренное всеми участвующими сторонами, должно было содействовать повышению общей эффективности системы.

Впоследствии, первоначальный смысл, вкладываемый в понятие «субсидиарность», был несколько изменен. Из двух императивов, предполагаемых этим принципом, а именно - деятельности в интересах всей системы и приоритета нижних уровней в любых типах общественных взаимоотношений, последний получил большее распространение. В этом значении концепция субсидиарности вошла в большинство справочных изданий. Например, в лексиконе Майера дается следующее определение: «Принцип субсидиарности заимствован из католической социальной

философии. Согласно этому принципу, любая общественная и государственная деятельность в своей сущности должна строиться субсидиарно (в качестве поддержки и дополнения), т.е. общность, находящаяся на более высоком уровне государственного или общественного деления, может взять на себя функции нижестоящей общности только в том случае, если последняя не способна реализовать эти функции самостоятельно» [317].

В энциклопедии «Британика» дефиниция субсидиарности еще более категорична в отстаивании прав нижних уровней общественной иерархии: «Принцип субсидиарности означает, что ничего из того, что может быть выполнено отдельными индивидами, или меньшими и нижестоящими органами, не может быть делегировано выше» [250].

В российском словаре «Федерализм» принцип субсидиарности рассматривается применительно к двум типам отношений: общественным и федеративным. Однако понимание его сущности в обоих случаях остается идентичным. Здесь отмечается, что «субсидиарность в общественных отношениях - принцип приоритета прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности, приоритета (при прочих равных условиях) более мелкой, ранее образованной и близкой к личности общности по сравнению с общностью более крупной или общностью более высокого уровня; один из основных принципов, на которых базируется современное демократическое общество в целом, федеративная государственность, в частности. Субсидиарность исходит из вполне конкретного индивида, т.е. из индивида, «погруженного» и участвующего в системе разнообразных общностей, вне которых он не имеет возможности самореализоваться в качестве личности. Общности, в которых участвует индивид, могут иметь самую различную природу: это и семья, и предприятие, и национальности, и гражданское общество, и различные ассоциации, местные сообщества, т.е. все то, в рамках чего человек реализует себя в качестве личности. Несмотря на то, что в обществе существует определенная иерархия названных (и многих других) общностей, каждый человек оценивает значимость каждой из них в соответствии со своей собственной шкалой ценностей, на основе которой и строит свою собственную иерархию названных (и других) общностей. Исходя из этого, в самом общем виде принцип субсидиарности сводится к идее, что общности различного рода являются субсидиарными (добавочными) к личности (индивиду), или, иначе, не личность существует для общности, а различные общности для реализации интересов личности. А вновь возникшая общность является, как правило, субсидиарной (дополнительной) по отношению к общности, уже существующей. Индивид лишь постольку вступает (становится членом) в к-л. новую общность, поскольку он не имеет возможности самореализоваться в рамках той системы общностей, членом которых он уже является или которые уже существовали ранее.

Существует и другая, более современная, трактовка принципа субсидиарности: публичная сфера субсидиарна (дополнительна) по отношению к частной сфере. Так, например, субсидиарность в отношениях между рыночным и государственным регулированием означает, что все, что с точки зрения интересов личности может более эффективно регулироваться с помощью рыночных методов, не должно подвергаться различным формам государственного воздействия.

Субсидиарность в федеративных отношениях означает принцип, обосновывающий приоритет (при прочих равных условиях) прав более мелкой (низкой) общности по сравнению с общностью более крупной (более высокого уровня). В соответствии с ним полномочия по реализации каких-либо компетенций должны передаваться на более высокий уровень лишь в том случае, если нижестоящий уровень не имеет возможностей (экономических, социальных и прочих) для их реализации.

Так, в сфере распределения полномочий между местным самоуправлением, субъектами федерации и федерацией в целом принцип субсидиарности означает, что органы управления субъектов федерации, а также (в случае их существования) региональные органы управления берут на себя и выполняют лишь те функции, которые местное самоуправление не способно реализовать; в свою очередь, федерация берет на себя и отвечает за реализацию лишь тех полномочий, которые не способны реализовать ни местное самоуправление, ни субъекты федерации или которые, с точки зрения интересов индивидов, могут быть более эффективно реализованы федерацией.

Последовательная реализация принципа субсидиарности в сфере федеративных отношений создает условия для формирования в государстве четкой, экономически обоснованной и нацеленной на реализацию интересов личности системы территориального управления и соответствующего ей распределения компетенций» [153;232-233].

В отличие от академических справочных изданий, спектр представлений о принципе субсидиарности, имеющих место в современной литературе по общественным наукам, существенно шире, несмотря на то, что на сегодняшний день до сих пор не существует единого мнения о его роли и необходимости изучения. Доводы защитников данного принципа уравновешиваются аргументами оппонентов. Первые, как, например, специалист в области государственного права Й.Изензее, высоко оценивают его «идеологическую базу и правовое значение» [283; 16], указывают на то, что принцип субсидиарности является «основополагающим в организации общества и государства» [242; 198], и «должен рассматриваться в качестве высшего приоритета политики» [195; 13]. Вторые считают, что «от принципа субсидиарности не стоит >вдать много. Как попытка найти компромисс вербально, он не оправдывает возложенных на него задач, и кроме того, не базируется на ясной концепции» [335;81]; «субсидиарность относится к группе «темных» принципов, не способных принести какие-либо результаты» [194; 13]; «сама по себе идея субсидиарности хорошая и важная, но в своей практической реализации она идет абсолютно неверным путем» [344]; «субсидиарность - это пустое слово» [266;38].

Вместе с тем, интерес к субсидиарности в последние десятилетия XX века огромен, причем не только в среде политологов. Особенности ее реализации обсуждают педагоги и представители различных конфессий, исследователи

 

социальных, психологических и гендерных проблем. Специалисты самых разных областей знания пытаются применить принципы, лежащие в основе субсидиарности, для упорядочивания тех видов отношений, которые входят в сферу их профессионального интереса. В частности, педагоги рассматривают под углом субсидиарности отношения между преподавателем и учениками. Швейцарский социолог Вернер Брукс, например, так представляет роль данного принципа в педагогическом процессе: «Учитель должен поддерживать стремление ученика прийти к решению задачи самостоятельно, внушая ему при этом чувство, что он добился этого сам. Позиция учителя при оказании помощи должна быть при этом очень тонко сбалансированной. Учитель только показывает возможный путь решения проблемы, сама проблема должна быть решена учеником, так чтобы в следующий раз он мог справиться с ней абсолютно самостоятельно. Принцип субсидиарности отражает одну из древнейших человеческих мудростей: человека продвигает лишь собственный опыт, а решение проблемы другими является лишь временным ее замещением» [193].

В работах по правам человека принцип субсидиарности называется «мерилом гуманитарных ценностей [262; 12]», философы считают его «старым социально­философским принципом, организующим жизнь свободных индивидов в социальной среде» [287;41], теологи - христианской (чаще - католической) идеей, позволяющей соединить задачи сохранения человеческой индивидуальности и общего блага.

Несмотря на все многообразие существующих подходов к пониманию субсидиарности, можно выделить четыре основные линии концептуализации принципа в современной интеллектуальной традиции, а именно социокультурную, социально-этическую, социально-экономическую и политико­правовую. Каждое из перечисленных направлений по-своему трактует основной сюжет субсидиарности в его изначальном значении, акцентируя один из ее сущностных элементов: эффективность в соорганизации различных уровней институциональной иерархии или создание условий для самореализации ее нижних звеньев. Обе эти темы получают различное развитие, обоснование, понимание и удельный вес в той или иной линии концептуализации.

Социокультурное направление

В рамках данной концепции субсидиарность рассматривается как некий культурный базис жизни социума, как универсальная и целостная система гуманитарных ценностей. В данном понимании она является той фундаментальной и регулятивной идеей, без которой общество, по мнению исследователей, не сможет функционировать должным образом. Свобода индивидов и общностей от излишней опеки государства или вышестоящих общностей, с одной стороны, и обязательства, налагаемые на индивидов жизнью в определенном социуме и требующих солидарности в их выполнении, с другой, составляют ядро социокультурной концепции субсидиарности.

В практическом плане субсидиарность выступает в работах, написанных в этом ключе, как ориентир для построения демократического общества, где высшей ценностью является человек и структуры, наиболее близкие к нему.

Именно в этом понимании принцип субсидиарности отражен в исследовании российского историка A.A. Амплеевой «Субсидиарность и демократия. Введение в тему». Анализируя роль субсидиарности в жизни современного государства, автор отмечает ее значение в формировании демократического, свободного, правового, гражданского общества, ставшего основой успешного функционирования многих западных государств. По ее мнению, функционирование данного принципа возможно в той социальной среде, основной ценностью которой является свобода. Субсидиарность здесь представляет собой «механизм создания условий для защиты свободной деятельности и защиты от тотальной зависимости» [4;5]. В действующем на основе субсидиарности обществе индивид, принимающий решения, является ответственным не перед вышестоящей инстанцией, а перед той группой людей, в интересах которых он действует.

 

Вся работа доступна по <a href=

" http://mydisser.com/ru/catalog/view/30754.html      " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.