У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структурно-содержательные характеристики методической системы обучения культурологии студентов гуманитарного вуза

Выше нами было выявлено противоречие между необходимостью информационной подготовки студента гуманитарного вуза и недостаточной разработанностью содержания, методического обеспечения учебного курса «Культурология»; и потребностью студентов гуманитарных вузов в приобретении культурологических знаний, умений, навыков. Поиск путей решения этого противоречия выявил необходимость применения метода моделирования для построения методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов.

На основе анализа научной литературы, учета предшествующего опыта культурологической подготовки, современных требований к личности студента гуманитарного вуза, опираясь на многообразие подходов и принципов в педагогической науке, нами предпринята попытка обоснования и разработки методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов.

Начальный этап организации учебного процесса состоит в разработке всех компонентов методической системы. Он должен завершиться установлением взаимосвязей всех компонентов, сведением их в единую, целостную, непротиворечивую систему - конечный продукт процесса педагогического проектирования. Далее методическая система в ходе организации реального учебного процесса апробируется, уточняется, определяется ее инвариантная составляющая, системообразующее ядро, и выявляются вариативные характеристики, среди которых одни обусловлены спецификой конкретного учебного процесса, а другие определяют динамику дальнейшего развития методической системы.

Основными концептуальными подходами в исследовании выступают теория деятельностного подхода к обучению и развитию (А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); интегративный подход (А.П. Беляева, С.М. Маркова, М.Н. Берулава, Э.В. Майков, A.B. Козлов и др.), теория содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.), теория системного подхода к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько Н.В. Кузьмина и др.), средством реализации которых служат педагогические технологии, обладающие систематизирующим фактором влияния на все компоненты методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов в вузе.

Деятельностный подход к процессу обучения культурологии студентов гуманитарных вузов направлен на развитие личностных качеств студента, способного к активной профессиональной, творческой деятельности, к осознанию себя субъектом в новых социально- экономических, информационно-правовых и социокультурных условиях.

С позиции деятельностного подхода, проектируемая нами методическая система обучения культурологии студентов гуманитарных вузов представляет собой целостное образование, характеризующееся внутренним единством структур, образованных совокупностью целей, интегрированным содержанием, формами, методами, средствами обучения, направленное на формирование профессионально-значимых качеств личности.

На основе анализа педагогической, научно-методической литературы определены функциональные особенности процесса обучения культурологии студентов           гуманитарных вузов в вузе [114], которые послужили

основополагающими характеристиками для построения методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов.

При разработке модели методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов мы базировались на научном представлении о взаимосвязях компонентов системы (целевого, содержательного, управленческо-процессуального, результативно­диагностического), на принципах непрерывности, комплексности, междисциплинарности, универсальности, технологичности, социальной обусловленности, стадийности, социализации личности.

Для создания данной модели были определены ключевые понятия:

система - совокупности взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды;

модель методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов - описанный знаковыми средствами образ процесса    обучения студента гуманитарного вуза культурологии,

отражающий свойства, характеристики и связи организованного нами реально существующего процесса;

- методическая система - такая совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства),                    которая направлена на целесообразное проектирование, организацию, контроль, анализ и корректирование учебного процесса с целью повышения эффективности обучения студентов конкретной учебной дисциплине;

-       система обучения культурологии студентов гуманитарных вузов - система целенаправленных процедур учебно-познавательной и практической деятельности, характеризующаяся внутренним единством структур, образованных совокупностью целей, ориентированных на развитие профессионально значимых качеств личности, интегрированным содержанием, формами, методами, средствами обучения;

-       деятельностный подход - система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное освоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни;

-       системный подход, в соответствии с которым методическая система обучения культурологии студентов гуманитарных вузов рассматривается с позиции целостной системы составляющих ее компонентов и их взаимосвязей и регулируется принципами целостности;

-       интегративный подход характеризуется органическим сочетанием в методической системе базового и дополнительного образования при обучении студентов гуманитарных вузов культурологии и обеспечением целостности содержания культурологической подготовки;

-       информатизация общества — глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена (И.В. Роберт) [190];

-       информационная подготовка - обязательная составляющая образовательного процесса на всех ступенях обучения, направленная на подготовку и переподготовку специалистов, способных использовать информационные и коммуникационные технологии для решения практических задач профессиональной деятельности (O.A. Козлов) [111];

-       информационная культура - «качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетным являются общечеловеческие духовные ценности» (И.Г. Хангельдиева), «уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному воздействию» (Е.А. Медведева).

В исследовании разработана модель методической системы обучения культурологии студентов гуманитарных вузов (см. рис.). Методическая система является открытой системой и изменяется под влиянием внешних социально-экономических, социокультурных факторов.

Проведенный анализ культурологической деятельности специалистов, потребности общества в специалистах, способных работать в условиях современного культурологического пространства, позволяют сделать вывод, что при подготовке кадров необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы обучения студентов гуманитарных вузов культурологии.

К внешним социально-экономическим факторам, определяющим социальный заказ общества высшей школе на подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем информационной культуры, нами отнесены:

•       информатизация профессиональной деятельности специалистов;

•       развитие информационных технологий.

К внутренним факторам как требованиям реализации социального заказа, определяющим готовность системы образования к обновлению, требования личности к получению конкурентоспособных знаний, отнесены:

•       необходимость интенсификации учебного процесса, вызванного стремительным ростом объема необходимой для усвоения информации;

•       поиск путей активизации и оптимизации процесса обучения;

•       необходимость повышения качества образования, основанного на повышении творческого начала обучающихся;

•       адаптация специалиста к профессиональной деятельности в новых условиях хозяйствования.

Внутренние и внешние факторы мы рассматриваем в качестве факторов, формирующих социальный заказ высшей школе на подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем культурологической подготовки. Внешние факторы отражают уровень развития общества, внутренние - готовность системы образования к обновлению.

Теоретическими основами являются: деятельностный, системный, интегративный подходы, идеи информатизации и демократизации общества, концептуальные идеи о формах, методах и средствах обучения также педагогические закономерности процесса обучения.

Для определения принципов обучения культурологии рассмотрим ретроспективный анализ теории принципов обучения.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении.

Я.А.Коменский за основу принимал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности.

 

А.Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, рассматривал их в виде требования к: а) содержанию обучения; б) обучающим; в) обучающимся. К.Д.Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так:                                                           своевременность, постепенность,

органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1)

сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

И.П. Подласый [172,                с.440] дает следующее определение

дидактическим принципам - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. М.А.Данилов считает, что в принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде. B.C. Безрукова под педагогическими принципами понимает основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. И.П. Подласый выделяет систему дидактических принципов, состоящую из основополагающих, общепризнанных принципов: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой.

Вслед за И.П. Подласым мы предлагаем в методической системе обучения культурологии студентов гуманитарных вузов основываться на принципах сознательности и активности, наглядности, системности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31657.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.