У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формы и методы обучения культурологии

Второй этап экспериментальной работы - формирующий. Он проводился со студентами специальностей: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», обучающихся на 1 и 2 курсах Нижегородского филиала Московского института бизнеса и политики. Из студентов первого курса, изучающих дисциплину «Культурология» были образованы экспериментальная и контрольная группы №1. Из студентов второго курса, осваивающих предмет «Мировая художественная культура» - вторая экспериментальная и контрольная группы.

Цель данного этапа - проверка эффективности разработанной программы эксперимента, направленной на повышение уровня культурологического образования студентов.

Задачами эксперимента являются:

1)    актуализация интереса студентов к культурологическим дисциплинам;

2)      создание условий для прочного усвоения знаний о культуре;

3)    выработка умений переносить культурологические знания в практическую деятельность, т.е. формирование готовности к осуществлению культурологического образования;

4)    развитие потребности к самостоятельному освоению достижений мировой культуры;

Констатирующий эксперимент подтвердил низкую познавательную активность студентов, неумение переносить теоретические культурологические знания в практическую деятельность. Такое положение в обучении культурологии целиком зависит от того, как строится процесс освоения знаний студентами, то есть, как логически раскрывается содержание учебных программ и в какой форме осуществляется процесс обучения. Как правило, на лекциях превалирует монолог, а на семинарах вопросно-ответные методы, при которых студентам отводится роль пассивных обучаемых. Полученные таким образом знания не объединяются в единое целое, а остаются разрозненными, что мешает их практическому использованию. Разумеется, что сами по себе знания не будут синтезироваться, если преподаватель культурологии не будет этому способствовать. Он должен побуждать познавательную активность студентов, применять разные способы организации занятий, выбирать приемлемую для конкретной темы форму и метод. Студенты, благодаря представленным возможностям, перейдут из разряда обучаемых в разряд обучающихся. В этом случае у них будет вырабатываться ценностное отношение как к культурологическим дисциплинам, так и к саморазвитию, они научатся применять на практике хорошо отработанные на занятиях различные формы и методы обучения.

Мы разработали программу эксперимента, которая включает использование инновационных форм и методов обучения. Их ограниченное сочетание с традиционными формами и методами стимулирует активность и самостоятельность студентов, повышает качество усвоения учебного материала. При проведении семинарских и даже лекционных занятий акцент делается на диалог, благодаря которому у студентов появляется личная заинтересованность в достижении сложного и многообразного мира культуры.

Прежде чем рассмотреть основные формы и методы, внедряемые в курсы «Культурология» и «Мировая художественная культура» в процессе проведения формирующего эксперимента, уточним, что понимается под формами и методами обучения. Существует множество подходов к классификации форм и методов обучения. Нам близок подход Б. Лихачева, который представил методы обучения в различных видах классификации с учетом их практических функций в организации обучающего взаимодействия преподавателей и студентов. Классифицируя методы по основным этапам обучающе-познавательного процесса, он выделяет: метод этапа восприятия - первичного усвоения, метод этапа усвоения - воспроизведения, метод этапа учебно-творческого выражения. Перечисленные методы обучения тесно связаны между собой, взаимодействуют в учебном процессе и взаимодополняют друг друга. Их эффективность зависит от степени наполнения педагогическим содержанием в методике обучения по культурологическим дисциплинам.

Говоря о формах обучения, отметим, что они реализуются в тесном единстве с содержанием, средствами и методами обучения. Организационной формой обучения в вузе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов. На семинарских занятиях, как правило, используется система разнообразных обучающих форм - индивидуальных, групповых, коллективных. Специфика культурологических дисциплин определяет как характер форм обучения, так и их продолжительность по времени, а также структуру, способ организации и место в учебном процессе.

Как уже было отмечено выше, основной формой обучения в вузе является лекция. Преподаватель освещает новый материал, знакомя студентов с различными фактами и явлениями культуры, разъясняет значение новых понятий и терминов. Особенность лекций по культурологическим дисциплинам заключается в том, что материал лекций вбирает в себя сведения из самых разных областей гуманитарного знания. В связи с этим задача преподавателя усложняется. Он обязан, во-первых, объединить знания из разных научных дисциплин в единое целое, а, во- вторых, суметь преподнести студентам информацию таким образом, чтобы она была доступна для восприятия и усвоения и давала наиболее полное представление о культуре. Не следует игнорировать тот факт, что у каждого студента имеется личная система культурно-ценностных предпочтений и определенный уровень культурного развития. Информацию о культуре он воспринимает индивидуально, избирательно. Она накладывается на имеющийся у конкретного студента культурный опыт. Поэтому преподавателю важно не только передать информацию, но и обеспечить процесс вхождения каждого студента в изучаемую культурную проблему.

Поскольку лекция чаще всего монологична, то мы ее строили как воображаемый диалог - рассуждали вслух, задавали вопросы и сами отвечали на них. Студенты, таким образом, получали возможность не только слушать, но и учиться логике проектирования своего будущего выступления на семинаре. Было замечено, что лекцией студенты заинтересовываются в том случае, если она излагается ясно, образно, на высоком эмоциональном уровне. Поэтому мы старались создавать творческую обстановку, делать небольшие отступления, прибегать к сравнениям, насыщать материал примерами, использовать работы отечественных и зарубежных культурологов.

Важным дидактическим принципом является наглядность. Она важна для формирования художественного образа, культурного понятия, обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала. Поэтому на лекциях мы демонстрировали и иллюстрировали репродукции, слайды, видео- и аудиозаписи. Так, лекция по теме «Западноевропейское Средневековье» сопровождалась показом видеофильма «Средневековье».

В лекционном материале должны органично сочетаться информационность и проблемность. Проблемное обучение ориентировано на непроизвольное запоминание. Важным звеном в нем является создание проблемных ситуаций. Активная мыслительная деятельность студентов начинается с возникновения затруднения из-за отсутствия необходимых знаний. Для решения проблемы привлекаются знания из изученных ранее тем и других гуманитарных дисциплин, а также используется имеющийся у студентов интеллектуальный потенциал, применяются методы анализа, сравнения, выдвигаются предложения. В процессе проведения лекции мы создавали проблемные ситуации, используя различные приемы: задавали вопросы, приводили некоторые факты культурной деятельности людей и разные точки зрения на них, цитировали высказывания культурологов и т.д.

Нами в процессе эксперимента были использованы лекции с элементами дискуссии и лекции с включением докладов. Их основная цель - сместить акцент в сторону студентов (монолог переходит в диалог), развить у студентов интерес к самостоятельной работе, к исследовательской деятельности. К таким докладам готовится преподаватель и часть студенческой группы. Роль преподавателя при проведении таких лекций заключается не только в умении обеспечить передачу изучаемого материала, но и в умении организовать занятие таким образом, чтобы вовлечь студентов в диалоговое общение, активизировать интерес к теме. В ходе лекции преподаватель взаимодействует со студентами, умело сочетая монолог и диалог.

ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ

Несколько групп студентов (по 3-4 человека), используя учебную литературу, готовят к лекции рекомендованный преподавателем материал. Например, к лекции «Типология культуры» каждая группа изучала определенный тип культуры, в основе которого лежит или исторический принцип (первобытная, древнейшая, античная и др. культуры), или религиозный (конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская, христианская культуры), или географический (мировая и национальные культуры), или же уровень духовных запросов людей (элитарная и массовая культуры).

Цель лекции состояла в том чтобы дать возможность студентам получить представление о множественности подходов к типологии культуры и ее целостности. Процесс ознакомления с различными научными подходами к типологии культуры, позволяющими взглянуть на эту проблему с разных сторон, выявить разные точки зрения, проходил с введением в монологическую речь преподавателя элементов дискуссии. Останавливаясь на определенной типологии, преподаватель задавал следующие вопросы: «Так ли необходима типология культуры? Можно ли сказать, что одни типологии более правильные, чем другие? Что может выступать в качестве оснований для типологии культуры?» и т.п. Подготовленные студенты отвечали на вопросы, обосновывали ответ, приводили аргументы, высказывали свою точку зрения по проблеме. Таким образом, возникла мини-дискуссия, к которой подключились остальные студенты.

К лекции по теме «Культура Европы XIX - XX веков » одна группа изучала такое направление в художественной культуре XIX века, как романтизм. Другая группа подбирала материал о реализме, третья - об экспрессионизме, четвертая - о символизме.

Цель лекции - показать разнообразие культурной жизни Европы в XIX- XX веках, дать понятие о различных идейно-художественных направлениях, выявить их специфику и выяснить причины их быстрой смены. Рассказывая о конкретном течении, преподаватель задавал следующие вопросы: Какие причины обусловили формирование данного направления в художественной культуре? В чем заключаются художественные открытия представителей этого направления? Кто явился ярким представителем этого направления и почему? и т.п. Подготовленные студенты отвечали на вопросы, рассказывали о своем отношении к конкретному направлению. Вскоре и другие студенты приняли участие в мини-дискуссии.

Отметим, что лекционная дискуссия должна быть непродолжительной по времени, так как основное назначение лекций - изложение и объяснение нового материала. Поэтому преподавателю нужно умело управлять ходом дискуссии, вовремя начинать и заканчивать ее.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31657.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.