У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности политического участия национальных меньшинств в обществен-но-политической жизни страны

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демо­кратии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции РФ. В этой связи особую остроту приобретает высказывание в Лундских рекоменда­циях об эффективном участии национальных меньшинств в общественно- политической жизни: «Эффективное участие национальных меньшинств в общест­венно-политической жизни является одной из важнейших составляющих мирного де­мократического общества. Накопленный в Европе и за ее пределами опыт показывает, что для стимулирования такого участия государствам нередко приходится создавать специальные механизмы, обеспечивающие интересы национальных меньшинств»[1].

Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые отдель­ными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государствен­ную или общественную политику, управление государственными делами, или на вы­бор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти, ме­стном или общенациональном[2].

Право на участие в процессе принятия решений на государственном, регио­нальном и местном уровне реализуется, с помощью использования всей совокупности политических прав и свобод человека, к которым в соответствии с Конституцией РФ относятся: право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ), право участвовать в управлении делами государства как не­посредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст. 32 Конституции РФ), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного само­управления, а также участвовать в референдуме (ч.ч. 2, 3 ст.32 Конституции РФ), гра­ждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст.32 Конституции РФ), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 т.32 Конституции РФ), право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

При этом следует отметить, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Та­ким образом, национальные меньшинства в РФ являясь гражданами РФ потенциально имеют все возможности для участия в политической жизни Российской Федерации, как и коренное население. В связи с этим анализ особенностей реализации политиче­ских прав национальных меньшинств в ДФО следует начать с анализа федерального законодательства регламентирующего реализацию политических прав национальных меньшинств. Политические права граждан РФ детализированы в Федеральном кон­ституционном законе от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ»[3], Федеральных законах РФ: от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[4], от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельно­сти»[5], от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»[6], от 19.06.2004 г. № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях»[7], от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»[8], от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан РФ»[9], Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10] и др.

На наш взгляд, в политической жизни России не создается на законодательном уровне никаких политических прав национальным меньшинствам, их участие обеспе­чивается на основе общих принципов всеобщего уважения прав человека и граждани­на, провозглашенных Конституцией РФ, без какой-либо дискриминации. Единствен­ным законом федерального уровня, непосредственно регулирующим реализацию на­циональным меньшинствами их политических прав является Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 указанного закона национально-культурной автономией является форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, ко­торые могут создаваться на местном, региональном и федеральном уровне, причем на уровне субъекта РФ (региональном) и федеральном уровне может быть создана толь­ко одна национально-культурная автономия соответствующего национальных мень-

/ о г170

шинств (ч.З ст. 5) .

С точки зрения влияния на политическую жизнь страны Закон о культурной ав­тономии имеет определенное значение. Статьей 4 закона предусмотрено право нацио­нально-культурной автономии обращаться в органы законодательной (представитель­ной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. Кроме того, статья 7 закона предусматривает соз­дание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий - по­стоянно действующего на общественных началах совещательного органа при Мини-

171

стерстве регионального развития РФ , который осуществляет согласование деятель­ности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними, представляет и защищает в органах государственной власти РФ культурные и социальные интересы национальных меньшинств, участвует в подго­товке программ в области сохранения и развития национальных языков и националь­ной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы национальных меньшинств, осуществляет консультирование Правительства РФ, федеральных органов исполни­тельной власти по национальным проблемам национальных меньшинств[11]. В на­стоящее время в состав Консультативного совета входят представители 22 федераль­ных национально-культурных автономий, представляющих наиболее крупные нацио-

173

нальные меньшинства России . Интересы других национальных меньшинств в Кон­сультативном совете не представлены. Для их представления необходимо создание федеральной национально-культурной автономии соответствующего национальных меньшинств. Федеральная национально-культурная автономия национальных мень­шинств учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных на­ционально-культурных автономий соответствующего национальных меньшинств. Та­ким образом, национальным меньшинствам, не расселенным на территориях несколь­ких субъектов РФ очень трудно добиться представительства в Консультационном со­вете по делам национальных меньшинств на федеральном уровне[12].

В соответствии с Законом о культурной автономии, Консультационные советы или другие совещательные органы по делам национально-культурных автономий мо­гут создаваться также при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Однако, как показывает анализ законодательства регионов, входящих в состав ДФО, в их законодательстве также не содержится каких-либо су­щественных положений направленных на реализацию политических прав националь­ных меньшинств.

В настоящее время в ДФО зарегистрированы 37 национально-культурных авто­номий (далее - НКА): РС (Якутия) - 3, Камчатский край - 1, Приморский край - 12,

Хабаровский край - 13, Еврейская АО - 1, Амурская область - 3, Магаданская область - 1, Сахалинская область - З[13]. И ни в одном из регионов при органах исполнитель­ной власти такой консультативный орган не создан. Имеется Консультативный совет по делам национальных меньшинств созданный на уровне органов местного само­управления в г. Уссурийске[14], однако круг возможностей указанных советов весьма ограничен в связи с отсутствием их структурных подразделений на вышестоящем уровне - уровне субъектов РФ.

Что касается детальной регламентации политических прав национальных меньшинств в законодательстве регионов, то, как показывает анализ, большинство ус­тавов регионов ДФО содержат однотипные положения о равноправии граждан Рос­сийской Федерации во всех сферах общества независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, общественного положения, отношения к религии и других факторов социального или личного характера (ч,2 ст. 17 Устава Чу­котского автономного округа (далее Устав Чукотского АО)[15], ст.6 Устава Амурской

178                                                                                         179                                                                                      180

области , ст.11 Устава Магаданской области , ч.5 ст.2 Устава Приморского края ,

ст. 15 Конституции РС (Якутия)[16]).

Также предусматривается возможность осуществления местного самоуправле­ния с учетом национальных, исторических, социально-этнических и других местных особенностей и традиций (ч. 4 ст. 98 Конституции РС (Якутия), ч. 1 ст. 72 Устава Чу­котского АО, ч. 1 ст. 122 Устава Амурской области, ст. 50, ч.2 ст. 51 Устава Примор­ского края, ч. 1 ст. 97). Хотя здесь следует отметить, что местное самоуправление с учетом национальных, исторических и социально-этнических особенностей и тради­ций осуществляют в указанных регионах только для коренных малочисленных наро­дов, национальные меньшинства же живут дисперсно на территории регионов, что исключает возможность осуществления ими местного самоуправления с учетом ука­занных особенностей.

В ч. 1 ст. 55 Устава Приморского края также отмечено, что муниципальные об­разования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими пра­вилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Однако эта нор­ма широко применяется в отношении коренных малочисленных народов, националь­ные меньшинства не пользуются данным правом по выше обозначенной причине.

В тоже время в Уставе Камчатского края[17], Уставе Сахалинской области[18], Уставе Хабаровского края[19], Уставе Еврейской автономной области[20] (далее - Устав ЕАО) нет даже этих упоминаний.

 

[1] Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с поясни­тельными примечаниями (Швеция, сентябрь 1999 г.) // Официальный сайг OSCE Organization for Security and Co-operation in Europe URL: http://www.osce.org/Tu/hcnm/30337 (дата обращения 25.042011 г.).

[2] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристь, 2002. С. 212.

[3] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710.

[4] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995.№21.Ст. 1930.

[5] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.

[6] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №29. Ст. 2950.

[7] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 25. Ст. 2485.

[8] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

[9] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

[10] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

'72 О Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Россий­ской Федерации : приказ Министерства регионального развития РФ от 13.062006 г. № 72 // Текст гцзиказа официально опубли­кован не был.

[12] Бражкина В. Право национальных меньшинств на участие в политической жизни страны в международном российском пра­ве, 2008. С.45^6.

[13] Приложение И. Нащюнапьно-культурные автономии в Дальневосточном федеральном округе.

|7е О Консультативном Совете по делам национально-культурных автономий при администрации Уссурийского городского ок­руга : Постановление Главы Уссурийского городского округа Приморского края от23.10.2008 г. № 1339 // Сборник нормативных правовых актов администрации. 2008. №171.

7 Устав Чукотского автономного округа: постановление Думы Чукотского автономного округа от28.11.1997 г. //Сборник за­конов Чукотского автономного округа. 1997. № 214.

[16] Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия): принята на внеочередной одиннадпэтой сессии Верховного Сове­та Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 № 908-ХП : текст утвержден Законом РС(Я) от

  1. 54-3 № 445-П // Сборник законов Республики Саха (Якутия). 1992. Ст. 90.

[17] Устав Камчатского края: постановление Законодательного собрания Камчатского края от 04.12.2008 г. № 141 // Официальные Ведомости. 2008. № 199-200.

[18] Устав Сахалинской области : постановление Сахалинской областной Думы от 09.07.2001 г. № 270 // Губернские ведомости. 2001.№126(1279).

[19] Устав Хабаровского края: постановление Хабаровской краевой Думы от 30.11.1995 г. № 150//Тихоокеанская звезда 1996. № 7.13 января (до ст.37); Тихоокеанская звезда 1996. № 8.16 января (до конда).

[20] Устав Еврейской автономной области : постановление Законодательного собрания ЕАО 08.10.1997 г. № 40-03 // Биробиджа- нер штерн. 2008. № 93. (статьи 1-26); Биробиджанер штерн. 2008. № 94 (статьи 27-44).

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.