Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности политического участия национальных меньшинств в обществен-но-политической жизни страныРоссийская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции РФ. В этой связи особую остроту приобретает высказывание в Лундских рекомендациях об эффективном участии национальных меньшинств в общественно- политической жизни: «Эффективное участие национальных меньшинств в общественно-политической жизни является одной из важнейших составляющих мирного демократического общества. Накопленный в Европе и за ее пределами опыт показывает, что для стимулирования такого участия государствам нередко приходится создавать специальные механизмы, обеспечивающие интересы национальных меньшинств»[1]. Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государственную или общественную политику, управление государственными делами, или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном[2]. Право на участие в процессе принятия решений на государственном, региональном и местном уровне реализуется, с помощью использования всей совокупности политических прав и свобод человека, к которым в соответствии с Конституцией РФ относятся: право на объединение (ст. 30 Конституции РФ), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст. 32 Конституции РФ), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.ч. 2, 3 ст.32 Конституции РФ), граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст.32 Конституции РФ), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 т.32 Конституции РФ), право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). При этом следует отметить, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Таким образом, национальные меньшинства в РФ являясь гражданами РФ потенциально имеют все возможности для участия в политической жизни Российской Федерации, как и коренное население. В связи с этим анализ особенностей реализации политических прав национальных меньшинств в ДФО следует начать с анализа федерального законодательства регламентирующего реализацию политических прав национальных меньшинств. Политические права граждан РФ детализированы в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ»[3], Федеральных законах РФ: от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[4], от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности»[5], от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»[6], от 19.06.2004 г. № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях»[7], от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»[8], от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»[9], Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10] и др. На наш взгляд, в политической жизни России не создается на законодательном уровне никаких политических прав национальным меньшинствам, их участие обеспечивается на основе общих принципов всеобщего уважения прав человека и гражданина, провозглашенных Конституцией РФ, без какой-либо дискриминации. Единственным законом федерального уровня, непосредственно регулирующим реализацию национальным меньшинствами их политических прав является Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ. В соответствии со ст. 1 указанного закона национально-культурной автономией является форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, которые могут создаваться на местном, региональном и федеральном уровне, причем на уровне субъекта РФ (региональном) и федеральном уровне может быть создана только одна национально-культурная автономия соответствующего национальных мень- / о г170 шинств (ч.З ст. 5) . С точки зрения влияния на политическую жизнь страны Закон о культурной автономии имеет определенное значение. Статьей 4 закона предусмотрено право национально-культурной автономии обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. Кроме того, статья 7 закона предусматривает создание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий - постоянно действующего на общественных началах совещательного органа при Мини- 171 стерстве регионального развития РФ , который осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними, представляет и защищает в органах государственной власти РФ культурные и социальные интересы национальных меньшинств, участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы национальных меньшинств, осуществляет консультирование Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам национальных меньшинств[11]. В настоящее время в состав Консультативного совета входят представители 22 федеральных национально-культурных автономий, представляющих наиболее крупные нацио- 173 нальные меньшинства России . Интересы других национальных меньшинств в Консультативном совете не представлены. Для их представления необходимо создание федеральной национально-культурной автономии соответствующего национальных меньшинств. Федеральная национально-культурная автономия национальных меньшинств учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий соответствующего национальных меньшинств. Таким образом, национальным меньшинствам, не расселенным на территориях нескольких субъектов РФ очень трудно добиться представительства в Консультационном совете по делам национальных меньшинств на федеральном уровне[12]. В соответствии с Законом о культурной автономии, Консультационные советы или другие совещательные органы по делам национально-культурных автономий могут создаваться также при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Однако, как показывает анализ законодательства регионов, входящих в состав ДФО, в их законодательстве также не содержится каких-либо существенных положений направленных на реализацию политических прав национальных меньшинств. В настоящее время в ДФО зарегистрированы 37 национально-культурных автономий (далее - НКА): РС (Якутия) - 3, Камчатский край - 1, Приморский край - 12, Хабаровский край - 13, Еврейская АО - 1, Амурская область - 3, Магаданская область - 1, Сахалинская область - З[13]. И ни в одном из регионов при органах исполнительной власти такой консультативный орган не создан. Имеется Консультативный совет по делам национальных меньшинств созданный на уровне органов местного самоуправления в г. Уссурийске[14], однако круг возможностей указанных советов весьма ограничен в связи с отсутствием их структурных подразделений на вышестоящем уровне - уровне субъектов РФ. Что касается детальной регламентации политических прав национальных меньшинств в законодательстве регионов, то, как показывает анализ, большинство уставов регионов ДФО содержат однотипные положения о равноправии граждан Российской Федерации во всех сферах общества независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, общественного положения, отношения к религии и других факторов социального или личного характера (ч,2 ст. 17 Устава Чукотского автономного округа (далее Устав Чукотского АО)[15], ст.6 Устава Амурской 178 179 180 области , ст.11 Устава Магаданской области , ч.5 ст.2 Устава Приморского края , ст. 15 Конституции РС (Якутия)[16]). Также предусматривается возможность осуществления местного самоуправления с учетом национальных, исторических, социально-этнических и других местных особенностей и традиций (ч. 4 ст. 98 Конституции РС (Якутия), ч. 1 ст. 72 Устава Чукотского АО, ч. 1 ст. 122 Устава Амурской области, ст. 50, ч.2 ст. 51 Устава Приморского края, ч. 1 ст. 97). Хотя здесь следует отметить, что местное самоуправление с учетом национальных, исторических и социально-этнических особенностей и традиций осуществляют в указанных регионах только для коренных малочисленных народов, национальные меньшинства же живут дисперсно на территории регионов, что исключает возможность осуществления ими местного самоуправления с учетом указанных особенностей. В ч. 1 ст. 55 Устава Приморского края также отмечено, что муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Однако эта норма широко применяется в отношении коренных малочисленных народов, национальные меньшинства не пользуются данным правом по выше обозначенной причине. В тоже время в Уставе Камчатского края[17], Уставе Сахалинской области[18], Уставе Хабаровского края[19], Уставе Еврейской автономной области[20] (далее - Устав ЕАО) нет даже этих упоминаний. [1] Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни с пояснительными примечаниями (Швеция, сентябрь 1999 г.) // Официальный сайг OSCE Organization for Security and Co-operation in Europe URL: http://www.osce.org/Tu/hcnm/30337 (дата обращения 25.042011 г.). [2] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристь, 2002. С. 212. [3] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710. [4] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995.№21.Ст. 1930. [5] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 148. [6] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №29. Ст. 2950. [7] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 25. Ст. 2485. [8] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215. [9] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253. [10] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685. '72 О Консультативном совете по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации : приказ Министерства регионального развития РФ от 13.062006 г. № 72 // Текст гцзиказа официально опубликован не был. [12] Бражкина В. Право национальных меньшинств на участие в политической жизни страны в международном российском праве, 2008. С.45^6. [13] Приложение И. Нащюнапьно-культурные автономии в Дальневосточном федеральном округе. |7е О Консультативном Совете по делам национально-культурных автономий при администрации Уссурийского городского округа : Постановление Главы Уссурийского городского округа Приморского края от23.10.2008 г. № 1339 // Сборник нормативных правовых актов администрации. 2008. №171. 7 Устав Чукотского автономного округа: постановление Думы Чукотского автономного округа от28.11.1997 г. //Сборник законов Чукотского автономного округа. 1997. № 214. [16] Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия): принята на внеочередной одиннадпэтой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 № 908-ХП : текст утвержден Законом РС(Я) от
[17] Устав Камчатского края: постановление Законодательного собрания Камчатского края от 04.12.2008 г. № 141 // Официальные Ведомости. 2008. № 199-200. [18] Устав Сахалинской области : постановление Сахалинской областной Думы от 09.07.2001 г. № 270 // Губернские ведомости. 2001.№126(1279). [19] Устав Хабаровского края: постановление Хабаровской краевой Думы от 30.11.1995 г. № 150//Тихоокеанская звезда 1996. № 7.13 января (до ст.37); Тихоокеанская звезда 1996. № 8.16 января (до конда). [20] Устав Еврейской автономной области : постановление Законодательного собрания ЕАО 08.10.1997 г. № 40-03 // Биробиджа- нер штерн. 2008. № 93. (статьи 1-26); Биробиджанер штерн. 2008. № 94 (статьи 27-44). Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html |
|