Быстрый переход к готовым работам
|
Актуальные проблемы реализации и защиты социально- экономических прав национальных меньшинствОсновное предназначение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, получивших закрепление в Конституции Российской Федерации, состоит в обеспечении экономической свободы каждого человека, его развития как свободной личности. По большому счету реализация данных прав и свобод имеет колоссальное значение для жизни, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Ведь от уровня их реализации зависит становление государства социальным и демократическим. В тоже время в научной литературе, международных источниках не дается общепризнанного, исчерпывающего перечня этих прав. В подавляющем большинстве работ по общей теории права, конституционному, международному, трудовому праву, в которых в той или иной форме рассматриваются социальные права человека, они выступают в едином комплексе «социально-экономических прав» либо «экономических, социальных и культурных прав». Исходя из анализа норм Конституции РФ, рассматриваемые права условно можно разделить на две группы:
Таким образом, политика государства направленная на создание условий для реализации гражданами их социально-экономических прав включает в себя:
Как показывает анализ правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации в сфере экономики, значительное внимание уделяется вопросам государственной поддержки малого предпринимательства, инвестиционной деятельности, сельскохозяйственного производства, регулирования градостроительной, торговой деятельности, управления государственной собственностью субъектов Федерации, ценовой политики, льготного налогообложения и другим вопросам. Принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации преследует цель создания условий устойчивого экономического развития регионов, эффективного использования всех форм собственности на территории субъекта Федерации для удовлетворения потребностей населения[2]. При этом, нигде в законодательстве не предусмотрено каких-либо отдельных прерогатив для представителей национальных меньшинств. Если проанализировать федеральное законодательство в рассматриваемой сфере то, очевидно, что национальные меньшинства РФ, являясь гражданами РФ, получают те же социально- экономические права и гарантии, что коренное население. Анализ Гражданского ко- Л1/" О'Х'7 оэо декса РФ , Земельного кодекса РФ , Трудового кодекса РФ , Жилищного кодекса рф[3]; федеральных законов от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17.12.2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[4], от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[5], от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[6], от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[7], от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[8], Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[9], Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1[10] - показывает, что в федеральном законодательстве не содержится ни положений дискриминирующих национальные меньшинства в рассматриваемой сфере ни каких-либо привилегий специально для национальных меньшинств. Что касается законодательства ДФО, то как весьма значимые можно отметить положения Закона РС (Якутия) от 16.10.1992 г. № 1170-ХП «О языках в Республике Саха (Якутия)», в соответствии с которым какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при осуществлении гражданами РС (Якутия) права на труд в зависимости от владения языками народов Российской Федерации кроме случаев, когда их знание предусматривается законодательством РС (Якутия) в качестве квалификационных требований для занятия соответствующих должностей, недопустимы и влекут ответственность по действующему законодательству (ст. 10). В тоже время в Законе РС (Якутия) от 17.12.2008 г. 643-3 № 147-1У «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», а также Постановлении Правительства РС (Я) от 04.07.2007 г. № 295 «О Плане социально- экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 г.г.» нет никаких упоминаний о национальных меньшинствах, хотя данные законы и не лишают их как граждан РФ всех предоставляемых привилегий. Тоже касается и Законов РС (Якутия) от 09.12.2004 г. 190-3 № 387-Ш «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей»[11], от 05.03.2002 г. 5-з №341-11 «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия)»[12]. Также нет упоминаний о национальных меньшинствах и в Законе Магаданской области от 12.03.2003 г. №320-03 «О государственной социальной помощи в Магаданской области»[13], Законе Хабаровского края от 26.01.2005 г. № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан»[14], Законе Приморского края от 29.12.2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края»[15], Постановлениях Губернатора Приморского края от 05.09.2007 г. № 156-пг «Об утверждении порядка регистрации многодетных семей на территории приморского края и порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям»[16] и от 21.05.2009 № 32-пг «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья семье, в которой родилось одновременно трое и более детей»[17], Законе Камчатского края от 11.06.2009 г. № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы»[18], Постановлении Губернатора Камчатского края от 03.03.2009 г. № 58 «Об отдельных мерах социальной поддержки граждан, проживаю- 255 щих в Камчатском крае» . Закон Камчатского края от 18.09.2008 г. № 121 «Об установлении категорий граждан, которым предоставляется социальная поддержка в период обучения в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края, и в муниципальных образовательных учреждениях в Камчатском крае, о порядке и размерах ее предоставления»[19] предоставляет поддержку обучающимся из числа коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (п. 3 ст. 4) в виде полного освобождения от оплаты стоимости питания, а также выплаты социальной стипендии - но оставляет без внимания представителей национальных меньшинств. В тоже время, следует отметить, что национальные меньшинства, проживающие на территории ДФО проживают разрозненно, не занимаются сельским хозяйством или прочими видами деятельности, требующими выделения им земли или иных природных территорий, они вливаются в социальную среду местных жителей и беспрепятственно находят себе работу. Число безработных среди них не более чем среди коренного населения. Доля предпринимателей среди представителей национальных меньшинств более 40 % и большинство из них весьма успешны. Однако только по-мнению 4-х из 26 опрошенных (15 %) участников школы молодых ученых «Территориальные исследования: цели, результаты и перспективы», социально-экономическое положение национальных меньшинств в ДФО лучше, чем в других регионах. По мнению 5-х (19 %) - их положение хуже, чем в других регионах. Остальные участники анкетирования затруднились ответить на этот вопрос. При этом большинство опрошенных не считают, что национальные меньшинства нуждаются в повышенных социальных гарантиях по сравнению с коренным населением ДФО (23 человека (88 %)), или в налоговых льготах (21 человек (81 %)). Действительно Дальневосточный федеральный округ это регион, где сложно найти острые проблемы в правовом положении проживающих на его территории национальных меньшинств. Всем известны проблемы национальных меньшинств в Краснодарском крае: турки-месхетинцы, аджарские армяне, джавахкские армяне, грузины, ассирийцы, хемшилы, батумские курды и другие представители национальностей Северного Кавказа. Их языки не имеют статуса официальных в крае, нередки случаи, когда их не берут на престижную работу, немало было прецедентов, когда у них забирали земли, повсеместны в Краснодарском крае случаи произвола сотрудников полиции по отношению к лицам «с неславянской внешностью»[20]. [1] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М.: ООО <(Новая правовая культура», 2009. С. 83. [2] Собянин С. С. Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации в социально-экономической сфере // Журнал российского права. 2007. № 1.С. 18. [3] Жилищный кодекс Российской Федерации: принят Государственной думой РФ 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1. (4.1). Ст. 14. [4] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №52(4.1). Ст. 4920. [5] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832. [6] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831. [7] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №50. Ст. 4872. [8] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №48. Ст. 4563. [9] Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. №18. Ст. 566. [10] Российские вести. 1993. № 174.9 сентября. [11] Кт Тумен. 2004.11 декабря. № 42. [12] Ил Тумен. 2002.7 марта. № 10. [13] Магаданская правда 2003. № 41. [14] Собр. законодательства Хабаровского края. 2005. №2/31. [15] Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2004. № 204. [16] Приморская газета. 2007.6 сентября. № 129. [17] Приморская газета. 2009.23 мая. № 79. [18] Официальные Ведомости. 2009. № 105. [19] Официальные Ведомости. 2008. № 157. [20] Интервью «Интерфакс-Юг» с Губернатором Краснодарского края А. Ткачевым 20.032006 г. // Информационно Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html |
|