Быстрый переход к готовым работам
|
Основные направления обеспечения социальных и культурных прав нацио-нальных меньшинствСоциальные и культурные права граждан являются не только неотъемлемой частью всей группы прав гарантируемых гражданам Конституцией РФ, но важнейшей духовной потребностью граждан. Следствием реализации гражданами их культурных прав является создание различных произведений искусства таких как: кино, архитектура, музыка, живопись, песни, литературные произведения и пр. Как отмечено в Концепции национальной политики РФ (п. 83), сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга - будут способствовать укреплению национальной безопасности в сфере культуры. На федеральном уровне действует ряд положений, регулирующих вопросы реализации национальными меньшинствами их культурных прав, на основании которых субъекты РФ осуществляют собственное регулирование данного вопроса. К числу таких положений следует отнести в первую очередь положения Конституции РФ, которая закрепляет следующие культурные права граждан РФ:
экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); - право на образование (ст. 43 Конституции РФ): гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждому предоставляется право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; свобода творчества (ст.44 Конституции РФ): каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в кулыурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. К числу федеральных законов РФ направленных на закрепление и реализацию культурных прав национальных меньшинств можно отнести: Федеральные законы: от
273 языков народов России» , Декларацию от 25.12.1991 г. № 1808/1-1 «О языках народов России»[4] и пр. Существует целая группа международно-правовых документов, непосредственно направленных на удовлетворение прав народов и национальных меньшинств в области их национально-культурного развития. Наибольшее значение среди них имеют Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств; Рекомендация Совета Европы о защите прав национальных меньшинств, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Данные документы фактически провозглашают следующие группы культурных прав национальных меньшинств: Данное право, как правило, указывается в его шаблонной формулировке в большинстве Уставов субъектов РФ. Так, например, одним из принципов осуществления полномочий органов государственной власти Магаданской области является защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (п. б ч. 1 ст. 21 Устава Магаданской области). В ст. 98 Устава Чукотского АО указано, что государственная политика Чукотского АО в сфере воспитания, образования, культуры, физической культуры и спорта, науки строится на основе патриотизма и взаимопонимания людей, а также развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории автономного округа. Также, в Чукотском АО признается роль и значение религиозных объединений, представляющих различные конфессии, в сохранении религиозных и нравственных основ жизни общества. Пределы осуществления их прав определяются федеральными законами (ч. 4 ст. 97 Устава Чукотского АО). В соответствии со ст. 2 Устава Приморского края, на территории Приморского края признаются и гарантируются неотъемлемые права проживающих в нем народов, малочисленных этнических общностей на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций. Органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления содействуют всем проживающим на территории Приморского края национальным меньшинствам в реализации прав на сохранение и развитие национальной самобытной культуры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения, использования в общении родного языка и его изучения (ст.21 Устава Приморского края). Развитие культурной самобытности малочисленных народностей, проживающих на территории края - названо одним из принципов участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области образования, науки и культуры (ст.68 Устава Приморского края). В ст. 19 Устава Хабаровского края указано, что органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края содействуют всем проживающим на территории Хабаровского края национальным меньшинствам и этническим общностям в реализации права на сохранение и развитие национальной самобытной культуры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения, использования в общении родного языка и его изучения. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Устава Амурской области, в области создаются условия для поддержания и развития национальных и этнических традиций народностей Севера, проживающих на ее территории, предоставляются возможности для удовлетворения их образовательных, культурных и иных потребностей. При этом прочие национально-этнические общности кроме народностей Севера не упоминают- Ст. 42.1 Конституции РС (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов РС (Якутия), а также русских и других старожилов. Однако о национальных меньшинствах упоминаний нет. Ч. 2 ст. 3 Устава Камчатского края определяет, что органы государственной власти Камчатского края создают коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающим на территории Камчатского края, условия для сохранения их национальной самобытности, возрождения, сохранения и развития национальных языков и национальных культур. При этом национальные меньшинства также остаются без внимания. В Уставах Сахалинской области и ЕАО вообще нет никаких упоминаний ни о национальных меньшинствах ни о прочих этнических общностях проживающих на территории этих регионов. При этом следует отметить, что из всех регионов ДФО только в трех приняты законы о культуре: в Камчатском крае[5], Амурской области[6] и Сахалинской облас- 277 ТИ . Законы о культуре Камчатского края и Сахалинской области не содержат норм направленных на национальных меньшинств за исключением шаблонных положений о том, что положения указанных законов распространяются на народную культуру в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы (п.З ст.4 Закона Сахалинской области «О культуре»). Отдельно следует отметить Закон Амурской области «О культуре». Одной из задач данного закона отмечено создание на территории области правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических групп. Также указанный закон содержит отдельную главу (глава II) посвященную правам и свободам народов и этнических общностей, проживающих на территории области в сфере культуры. Данная глава отдельно выделяет право граждан на культурнонациональную автономию (ст. 6). [1] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519. [2] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995.№ 1.Ст.2. [3] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 2. Ст. 200. [4] Ведомости СНД и ВС РФ. 1991.№50. Ст. 1742. [5] О культуре в Камчатском крае: закон Камчатского края от 28.102009 г. №319 //Официальные Ведомости. 2009. № 178. [6] О культуре : закон Амурской области от 05.04.1999 г. № 135-03//Амурская правда. 1999. №98.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html |
|