Быстрый переход к готовым работам
|
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих как принцип государственной гражданской службы Российской ФедерацииДля' понимания; анализа и- совершенствования законодательства о государственном управлении, государственной службе и дисциплинарной ответственности государственных служащих, для укрепления, законности в управленческой деятельности необходимо понимание общих закономерностей и основных идей такого функционирования или понимание принципов государственной службы. Огромное значение имеет состав этих принципов и их законодательное закрепление. «Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные пединституты комплексного правового института государственной службы. Принципы определяют «юридическую судьбу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы»[1]. Прежний Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в пункте 10 статьи 5 ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей называл в качестве принципа- государственной службы. В действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О' государственной' гражданской службе Российской Федерации» данный принцип государственной службы исключен. Чем руководствовался законодатель при его исключении не совсем ясно. При этом действующее законодательство оперирует понятием не принципы государственной службы, а принципы построения и функционирования системы государственной службы. В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений[2]. С одной стороны, согласно административно-правовой, доктрине принципы государственного управления это «сами объективные основы государственного управления»[3]. С этой точки зрения, в настоящее время безусловная ответственность чиновника не является основой управления. Вместе с тем, все больше мер принимается для того, чтобы правонарушения не оставались безнаказанными, поэтому в какой-то мере неотвратимость ответственности существует. С другой стороны, под принципом государственной службы понимают сугубо субъективное представление о каких-либо элементах или взаимосвязях в системе государственного управления. Ответственность власти это как раз и есть субъективное желание любого члена гражданского общества. Считается, что принципы нормативно закрепляются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и основываются на базовых положениях правовой системы. Фактическое состояние правовой культуры государственных служащих далеко от желаемого, поэтому установление ответственности государственных служащих наоборот представляется объективно необходимым. Весьма обоснованны утверждения,, что принципы - это «взаимообусловленность объективного и субъективного»[4]. И то и другое присуще нашей правовой системе. Есть и такие современные исследования, в которых под принципами государственной гражданской службы понимаются не принципы, определяющие внешний статус этого института по отношению к другим конституционно-правовым институтам, а принципы частных институтов государственной службы. К таковым относят, например, принцип обеспечения государственным служащим общепризнанных социальнотрудовых прав и свобод, принципы кадровой политики, принципы служебного поведения государственных гражданских служащих и др.[5] На наш взгляд, под принципами государственной службы следует понимать «требования, которые: обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы; охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы. Принципы, на которых основывается реализация государственной службы, — это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления, реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы».[6] Существует множество классификаций принципов государственного управления и государственной службы.[7] В административном праве доминирует мнение о разделении принципов государственной службы на 143 конституционные и организационные . Еще Файоль, разработавший фундаментальные принципы менеджмента, разделял их на три группы: структурные, принципы процесса и результативные. К структурным, он среди прочих, относил власть и ответственность, к процессуальным - дисциплину, в целях обеспечения повиновения и прилежания. Имеется и другое мнение о том, что такая позиция спорна, поскольку «говорить о существовании конституционных принципов государственной службы вряд ли правильно, поскольку сам институт государственной службы является конституционным. Поэтому все принципы государственной службы так или иначе производны от норм Конституции Российской Федерации, а 144 значит, могут рассматриваться как конституционные» . Следуя логике современного законодательства, нормативно закрепившего принципы государственной службы, их следует делить на организационные, (принципы организации) и принципы функционирования государственной службы. Несмотря на различия в классификациях принципах государственной службы, характерно, что практически все авторы, писавшие свои работы до выхода действующего закона о государственной гражданской службе, относили принцип ответственности государственных служащих к системе принципов управления и не оспаривали его необходимость. Даже в период существования СССР декларировались и действовали на практике принципы, отражающие сущность социально-правового института советской государственной службы, в том числе принцип социалистической законности и государственной дисциплины[8]. Более того, исследуя существующую литературу, следует отметить, что имеется достаточное количество работ, посвященных принципам государственной службы1“'6. Вместе с тем, данные работы были изданы до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство о государственной службе, фактически воспроизводили существовавший перечень принципов, без обоснования, не уделяя отдельного внимания принципу ответственности государственных служащих.
[1] Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 265. [2] См.: Юсупов В.А. Теория административного нрава М.: Юрид. лит., 1985. С. 33. [3] Коренев А.П. Принципы советского административного права// Правоведение. 1967. № 3. С. 72—78. [4] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций /Г.В. Атаманчук. - 4-е изд. Стер. М.: Омега-Л, 2006. С. 188. [5] Гусев А В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования: Монография. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005 С. 172 - 194. 111 Барцпц И.Н., Бошно С В. Источники служебного права- Учебник М.: Изд-во РАГС, 2007. С.75. [7] Дементьев А Н., Качушкин С В. Принципы государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. .№ 4. С 10-14 1,5 См.: Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 293—296.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/32352.html |
|