Быстрый переход к готовым работам
|
Институциональный дискурс в современных исследованиях1.2.1. Институциональный дискурс трактуется как «специализированная клишированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума» [Карасик 2002: 195]. Исследование этого типа дискурса, по мнению ученых, является сравнительным, поскольку так или иначе проводится сравнение между языковыми формами, характерными для институционального и неинституционального типов общения. Институциональное взаимодействие людей, происходящее, в основном, в рамках прототипной обстановки общения, например, больницы, школы или почты, не всегда ограничено определенным местом: с одной стороны, на рабочем месте коллеги могут разговаривать о не связанных с работой делах, а, с другой стороны, частный дом может быть местом институционального общения [Drew, Soijonen: 1997]. Исследуются различные аспекты институционального дискурса: институциональная и профессиональная власть и контроль (Fisher and Todd: 1993); асимметрия дискурса (Markova and Foppa: 1991; Maynard: 1991); идеология, типы знания и системы взглядов участников общения (Conley and O'Barr: 1990; Mishler: 1984); непонимание между коммуникантами (Coupland, Giles, Wiemann: 1991; West: 1984). Исследованием институционального дискурса занимались ученые из разных областей гуманитарного знания: социолингвистики, дискурс-анализа, этнографии речи, микроэтнографии личного взаимодействия и конверсационного анализа. Социолингвистические исследования традиционно сосредотачивались на изучении языковой вариации, связанной с такими социальными понятиями, как класс, этническая принадлежность, возраст и пол. Интеракционная социолингвистика осуществила попытку переместить социолингвистическую парадигму с ее традиционного сосредоточения на свойственных говорящему чертах как определяющих языковую вариативность факторах к рассмотрению ситуативного формирования говорящими социального самосознания (Gumperz: 1982; Tannen and Wallat: 1993). В рамках данного подхода самосознание говорящих рассматривается как совместно конструируемое в определенных контекстах, играющих важнейшую роль в институциональном дискурсе [Gumperz and Cook-Gumperz: 1982]. Основанием для исследований по интеракционной социолингвистике явились записи диалогов, происходящих в естественных условиях и относящихся, например, к собеседованиям при приеме на работу, речи в зале суда, публичным дискуссиям и др. Для многих исследовательских парадигм, связанных с изучением институционального дискурса, фундаментальным является признание речевого акта конституирующим компонентом речевого события в целом. В особенности это касается дискурс-анализа, предполагающего «диалогический подход к языку в институциональном окружении» [Drew, Sorjonen 1997: 95] (перевод мой - Н. Щ.). Разработанный бирмингемской исследовательской группой, дискурс-анализ описывает стандартизированную последовательность речевых актов, конституирующих диалог, который, таким образом, приобретает черты, характерные для того или иного институционального окружения [Sinclair and Coulthard: 1975; Coulthard and Ashby: 1975]. С точки зрения этнографии речи самосознание говорящего определяется его принадлежностью к речевым сообществам: определяемый культурой коммуникативный стиль говорящего является «одним из этнографических факторов, принимаемых во внимание при анализе диалога в определенном речевом окружении» [Drew, Soijonen 1997: 95] (перевод мой - Н. Щ.). Исследования в рамках этнографии речи характеризуются сочетанием лингвистического анализа значения высказываний говорящих с описанием таких социокультурных особенностей коммуникантов, как их социальное самосознание; история и детали биографии; знания и ожидания; права и обязанности, связанные с социальными ролями говорящих в определенных институциональных событиях [Cicourel: 1992; Heath: 1983; Ochs: 1988]. Микроэтногра- фические исследования личного взаимодействия в институциональных контекстах показывают, что этнографические особенности ситуации, включая социокультурный контекст самой ситуации и знания, привносимые коммуникантами благодаря их принадлежности речевым сообществам, отражаются в деталях организации вербального и невербального действия. Исследователи, работающие в рамках данной научной парадигмы, стремятся описать и объяснить на определенных примерах динамическое развертывание взаимодействия говорящих. Одним из направлений исследования институционального дискурса является конверсационный анализ, проводимый в таких институциональных контекстах, как психиатрические больницы, хирургические отделения клиник [Goffman: 1972], центры предотвращения самоубийств [Sacks: 1992], педиатрические клиники [Silverman: 1987] и др. В рамках конверсационного анализа важнейшим результатом исследования является обнаружение структурной организации и определенной последовательности в институциональном взаимодействии людей. Результаты исследований институционального дискурса, полученные в рамках представленных научных парадигм, совпадают по трем ключевым аспектам [Drew, Sorjonen: 1997]: 1) расширение социолингвистического понятия контекста до включения рассмотрения восприимчивости языка к разнообразию социальных ситуаций, в т. ч. институциональных; 2) признание необходимости рассмотрения языка как действия и динамических черт социального взаимодействия; 3) осуществление методологического анализа записей диалогов, происходящих в естественных условиях общения в институциональных и профессиональных контекстах. Институциональный дискурс, определяемый типами сложившихся в обществе социальных институтов, характеризуется набором лингвистически релевантных признаков, из которых важнейшими являются следующие: цель общения (для дискурса РГА - обеспечение безопасного и эффективного проведения полетов; для политического дискурса - сохранение или изменение структур власти и т. п.); статусно-ролевые характеристики участи икон общения (пилот — авиадиспетчер, офицер — солдат и др.); прототипное место и обстоятельства общения (храм, школа, аэродром, тюрьма и т. п.) [Карасик: 1992; Ковшикова: 1997; Сыщиков: 2000; Шейгал: 2000]. Институциональностъ речи строится ее участниками посредством их ориентации на определенные институциональные роли и связанные с ними обязанности. Коммуниканты, ориентируясь в пространстве институционального дискурса, используют следующие лингвистические ресурсы [Drew, Soijonen 1997: 97-104]: 1. Личное обращение показывает ориентацию участников общения на взаимодействие друг с другом в роли занимающих определенную должность или представляющих социальный институт лиц. При этом для говорящих характерно использование личного местоимения мы вместо я, свидетельствующее об устранении ими личностного начала. 2. Лексический выбор определяется как «подбор дескриптивных терминов и других лексических единиц, считаемых участниками общения подходящими и, отсюда, указывающими на понимание ситуации, в которой они находятся» [Drew, Soijonen 1997: 99] (перевод мой - Н. Щ.). Выбор лексики связан с лингвистическими понятиями окружающей обстановки и ситуативно соответствующего стиля относительно институционального контекста. 3. Грамматические формы конституируют институциональную деятельность разнообразными способами, при этом определенные грамматические формы могут быть превалирующими в определенной обстановке и ассоциироваться с конкретной деятельностью участников общения. Выбор характерных грамматических форм коммуникантами изучался исследователями в контексте судебного заседания, классной комнаты, интервью [Heritage and Roth: 1995], медицинских консультаций [Ventola: 1987], официальных встреч [Duranti: 1994] и др. 4. Очередность участия в общении предполагает ограничение поведения коммуникантов с точки зрения вносимого ими вклада в институциональный диалог: взаимодействие асимметрично организовано в вопросно- ответной форме, причем, как правило, задает вопросы профессионал, а отвечает клиент. Институциональное и неформальное виды взаимодействия отличаются друг от друга наличием упорядоченной последовательности, или порядка фаз общения с одной стороны, и отсутствием стандартной формы с другой стороны. 5. Институционально специфичные выводы коммуникантов трактуются как «понимание участниками осуществляемой каждым из них деятельности и ситуативно релевантных значений их высказываний; это понимание основывается на ожиданиях касательно природы события и роли каждого из них в этом событии» [Drew, Soijonen 1997: 103-104] (перевод мой - Н. Щ.). Делая выводы из услышанного, коммуниканты основываются на существующих ограничениях касательно того, какой ответ будет считаться допустимым в контексте данной институциональной деятельности. Например, ответ на вопрос «How are you?», заданный доктором в начале медицинского осмотра, и ответ на этот же вопрос, но заданный другом в начале телефонного звонка, будут сильно различаться. Говорящий заключает, что доктор хочет выяснить, задавая этот вопрос, и, таким образом, решает, какой ответ будет допустимым [Coupland: 1992]. Характер институциональности определяется как градульный, что подразумевает наличие ядра и периферии в институциональном дискурсе. Ядром является коммуникация базовой пары участников (пилота и авиадиспетчера, учителя и ученика и др.), при этом вокруг центральных концептов, формирующих основу общественных институтов, концентрируется обширная смысловая область.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/31594.html |
|