Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретические основы института с особым статусом территорийВ современном мире актуализировался институт особых правовых режимов[1], в связи с участившимися природными и техногенными катастрофами, террористическими актами. Для России этот институт достаточно нов. Теоретическое и правовое содержание института территорий с особым статусом требует пристального внимания. В теории государства и права правовой режим — это комплекс социальных взаимосвязей (общественных отношений) некоторого объекта или вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Правовой режим задается параметрами двоякого рода: во-первых, особым социальным статусом регулируемых им общественных отношений (социальный режим объекта), обосабливающихся, как правило, специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особой правовой материи, закрепляющей принципы, формы и методы деятельности, права и обязанности субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»[2]. Среди правовых режимов выделяются наиболее общие, универсальные и производные, вторичные режимы. К первым, лежащим в самой основе правовой деятельности, в глубине правовой материи относятся режимы отраслей права[3].
Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий, опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли. На основе отраслевых правовых режимов создаются специальные режимы вторичного, производного уровня - режимы социальных процессов, видов деятельности, специальных объектов (предметов) и территорий[5]. Представители науки административного права определят правовой режим как «установленную в законодательном порядке совокупность правил деятельности государственных учреждений, действий и поведения граждан и юридических лиц, а так же порядок реализации ими своих прав в определенных условиях обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка, специально созданными для этой цели службами исполнительной власти[6]. Автор разделяет точку зрения А.Н. Строителева, который считает, что «Система правовых и организационно-технических мер в совокупности с санкциями за нарушение установленных правил, направленная на установление оптимальных (с точки зрения мирового сообщества и отдельного государства) отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, составляет комплексный юридико- организационный институт, именуемый правовым режимом»[7]. Э.Ф. Шамсумова так же указывает в своей работе на комплексность правового режима: «Правовой режим - представляет собой комплексное системообразующее установление порядка, отражающее совокупность реально существующих общественных отношений складывающихся в процессе жизнедеятельности из взаимодействия саморегулирующихся одновременно регулируемых подсистем в определенный промежуток времени, на определенной территории, относительно определенного объекта»[8]. По мнению И.Р. Забугина, признаками правового режима является то, что он: устанавливается законодательством и обеспечивается государством; цель специфическим образом регламентирует конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием, придающим особую направленность правовому регулированию[9]. По мнению автора, признаками правового режима является:
особый порядок правового регулирования для достижения определенной цели, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием, придающим особую направленность правовому регулированию конкретных областей [1] Режим (французское regime, от латинского regimen - управление"). 1) государственный строй; метод правления. 2) Установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна). 3) Совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели (например, режим безопасности). [2] См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты п советском праве. М., 1989. С. 186. [3] См.: Алексеев С.С. Структура советского нрава. М., 1975. С. 162-163 [4] См.: Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристь, 2005. С.207. [5] См.: Ананьев Н.В. Административно-правовые основы чрезвычайного положения в Российской Федерации. Дис.канд.юр.наук.М., 2000 г. с. 9. [6] См.: Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров К.С., Редкоус В.М. Административное право Российской Федерации. М.: Издательство центр «Академия», 2006. с.92,93. [7] См.: Строителев А.Н. Режимы чрезвычайного положения и контртеррористической операции - правовая основа в борьбе с терроризмом // Обозреватель - Observer. 9/2010. с.83. [8] См.: Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: Теоритический аспект: диссертация канд. Юрид. Наук. М.: РГБ, 2003. с.26 [9] См.: Забугин И.Р. Понятие правового режима // Правонарушения и юридическая ответственность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2009. - С. 88-93.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26558.html |
|