Быстрый переход к готовым работам
|
Организация и деятельность публичной власти на территориях с особым статусомСистема публичной власти на территориях с особым статусом создается и развивается на основе многосубъектности, расширяется круг участников, уточняются сферы компетенции и ответственности основных участников, формируются механизмы взаимодействия и координации структурных элементов друг с другом, а также с общественными организациями.
В самом общем виде государственные органы, участвующие в реализации особых статусов территорий, дифференцируются следующим образом: 1) органы государственной власти, обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) особых правовых режимов территорий; 2) государственные органы, осуществляющие исполнительнораспорядительные функции по их реализации; 3) судебные и иные государственные органы, обеспечивающие реализацию особых правовых режимов территорий посредством правосудия, защиты прав человека, охраны законности и правопорядка. Особое место в системе органов государственной власти, формирующих нормативную базу особых правовых режимов территорий, занимает Президент Российской Федерации, который в большинстве случаях в той или иной мере лично участвует в их реализации[1]. В современной конституционной доктрине дебатируется вопрос о расширении полномочий главы государства, в том числе и в рамках исследуемых особых статусов территорий[2]. К государственным органам, осуществляющим исполнительнораспорядительные функции по реализации особых правовых режимов территорий на федеральном уровне, относятся Правительство Российской
Федерации[3] и федеральные органы исполнительной власти (министерства и комитеты), специально создаваемые органы[4]. В связи с новым законодательством, закрепляющим вопросы организации полиции, правомерно возникает вопрос об участия полиции при обеспечении особых статусов территорий вообще и чрезвычайном, военном положениях, в режиме контртеррористической операции[5]. Следующий элемент системы - органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления[6].
Отметим, что в рамках исполнительно-распорядительной деятельности Правительство Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют определенные правотворческие функции - например, разрабатывают систему правового предупреждения террористических актов и механизмы реальных мер по противодействию терроризму. Суды в Российской Федерации осуществляют защиту граждан и функции правосудия при разрешении споров, связанных с принятием мер по обеспечению особых правовых режимов территорий, определяют порядок и условия возмещения вреда, причиненного во время их реализации. Подчеркнем, что в отличие от многих иных институтов (например, регламентация деятельности федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления) деятельность судов на время действия режима чрезвычайного положения в правовом порядке не подвержена никаким специальным либо дополнительным корректировкам, таким образом, их компетенция и функционирование сохраняется в полном объеме. Статья 35 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении” подчеркивает: “Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается”. Исключением является возможность изменения территориальной подсудности дел, рассматриваемых в судах, что может быть расценено как частичное нарушение требований статьи 47 Конституции РФ (часть 1). Особенности расследования преступлений в чрезвычайных условиях, особенности функционирования правоохранительных органов в чрезвычайных условиях стали предметом специальных исследований отраслевых ученых173. [1] Он определяет: а) основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий; в) вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. [2] Таранов A.A. Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению режима военного положения // Военное право: антология диссертаций. - М.: За права военнослужащих, 2011. - С. 123-125. [3] Правительство РФ определяет: а) задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; в) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; г) принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения; д) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1 0 Например, Национальный антитеррористический комитет (НАК) и входящий в его состав Федеральный оперативный штаб. В системе государственных органов субъектов Российской Федерации выделяются исполнительные органы власти субъекта Федерации, в том числе и специально создаваемые органы (например, антитеррористические комиссии, оперативные штабы в субъектах Российской Федерации). [5] Рыжаков А.П. Организация полиции в Российской Федерации. Разъяснение норм, содержащихся в Указе Президента РФ от 1 марта 2011 nxnaN 250 "Вопросы организации полиции" // СПС КонсультантПлюс. 2011; Рыльская М.А. Особенности реализации правового статуса МВД России в регионах с потенциальной конфликтностью: Монография. М., 2004; Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. 552 с.; Майдыков А.Ф., Мелехин A.B. Проблемы правового регулирования участия полиции при обеспечении режима чрезвычайного положения // Труды академии управления МВД России. - М., 2012, № 1 (21). - С. 68-72. [6] В рамках темы они: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение; в) обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; д) при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26558.html |
|