Быстрый переход к готовым работам
|
Использование специальных знаний в розыске и идентификации несовершеннолетних, пропавших без вестиНеобходимость использования специальных знаний в расследовании обуславливается их направленностью на обнаружение, фиксацию, изъятие и исследование материально-фиксированных источников криминалистической информации, необходимой для решения задач расследования[1], в т.ч. розыска несовершеннолетних, пропавших без вести. По нашему мнению, применительно к розыскной деятельности сущность специальных знаний наиболее верно определил Е.И. Зуев. По его мнению, это профессиональные, соответствующие современному уровню развития знания в науке, технике, искусстве или ремесле, использование которых в целях решения задач судопроизводства содействует выявлению доказательственной и ориентирующей информации, приобретающей значение при установлении истины по уголовным и гражданским делам[2]. В качестве обязательных условий использования специальных знаний выступают вызов следователем специалиста и вынесение постановления о назначении экспертизы[3]. Особенностям тактики назначения и производства различного рода исследований и экспертиз посвящено немало работ[4]. Поэтому считаем возможным остановиться лишь на некоторых современных средствах и методах использования специальных знаний в розыске несовершеннолетнего, пропавшего без вести. Как показывает практика, при осуществлении розыска пропавших детей специальные знания применяются как в процессуальных формах, а именно: назначение и производство экспертиз (ст. 195-207 УПК РФ), привлечение специалистов к производству следственных действий (ст. 168 УПК РФ) и получение заключений специалистов (ст.58, 80 УПК РФ), так и в непроцессуальных: проведение предварительных исследований, применение методов активации памяти и т.п. Полученная с их помощью информация во многом предопределяет содержание следственно-розыскных ситуаций и действий по их разрешению в целом, а также лежит в основе последующей идентификации личности пропавшего ребенка с обнаруженным лицом (или личностью погибшего). В этой связи следует отметить роль специальных знаний в формировании интегральной информационной модели - «комплексного портрета личности»[5]. Для выявления события преступления, личности преступника, места удержания похищенного несовершеннолетнего, пропавшего без вести, или сокрытия трупа проводится полиграфный опрос заподозренных лиц из числа родственников пропавшего, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, ранее судимых и т.п., а также свидетелей и очевидцев, которые по различным мотивам дают показания, вызывающие сомнения в их правдивости. Применение полиграфа возможно как в форме использования помощи специалиста-полиграфолога при производстве следственных действий[6] (например, при подготовке к допросу), имеющих розыскную направленность, так и в форме назначения и производства психофизиологической экспертизы на основании ст.80 УПК РФ. Полиграфный опрос заподозренного либо подозреваемого, обвиняемого проводился только по 7 изученным уголовным делам (5%). Учитывая, что в 50,5% случаев перечисленные лица были знакомы с потерпевшими, в 27,4% случаев находились с ними в родственных отношениях и ранее при допросе дали ложные показания, применение полиграфа осуществлялось явно недостаточно. Изучение примеров положительного опыта розыска несовершеннолетних, пропавших без вести[7], показало, что специалист-полиграфолог в составе следственно-оперативной группы участвует в осмотре места происшествия, изучает обстоятельства исчезновения несовершеннолетнего, другую информацию, имеющую отношение к делу. При необходимости следователь проводит и иные следственные действия (осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетелей и др.) с участием полиграфолога. Обязательным условием психофизиологического исследования является предварительное получение заявления о добровольном согласии обследуемого лица на его проведение. Как показало наше диссертационное исследование, отказ заподозренного лица от полиграфного опроса в ряде случаев является одним из признаков противодействия расследованию[8]. В зависимости от исходной следственно-розыскной ситуации, полиграф может служить выявлению следующей криминалистически значимой информации: 1. Если преступник не знаком с пропавшим несовершеннолетним либо знакомство носило случайный характер, а место преступления напрямую не связано с ним, применение полиграфа должно быть ориентировано на установление: способа сближения с жертвой; способа приведения жертвы в беспомощное состояние; способа и места сокрытия трупа. 2. Если между преступником и пропавшим несовершеннолетним существовала связь личного характера, известная окружающим, применение полиграфа в этой ситуации должно быть ориентировано на установление: - способа и места уничтожения (сокрытия) трупа; - способа сокрытия следов на месте преступления (ремонт квартиры, чистка мягкой мебели, ковров и т. д.); - способа отвлечения от себя подозрений (имитация активности в поиске потерпевшего, распространение слухов о его отъезде и т.п.). Как показало изучение уголовных дел, следователь в поручении о назначении полиграфного опроса (постановлении о проведении психофизиологической экспертизы с помощью полиграфа) на разрешение соответственно специалиста или эксперта ставит следующие вопросы: а) выявляются ли в ходе психофизиологического исследования с использованием полиграфа реакции, свидетельствующие о том, что обследуемое лицо располагает информацией о деталях события безвестного исчезновения? б) вследствие отражения каких обстоятельств могла быть получена обследуемым лицом эта информация? Могла ли она быть получена в момент совершения преступления? в) какова реакция исследуемого на упоминание о тех или иных лицах, возможно причастных к совершению преступления (пол, возраст, индивидуальные черты, характер поведения и т.п.)? г) какова реакция исследуемого на упоминание о возможных местах нахождения ребенка или его трупа? Зарегистрированный специалистом уровень психофизиологических реакций позволяет с различной степенью вероятности установить сущность происшедшего события, сузить круг заподозренных лиц, опровергнуть одни розыскные версии и сконцентрировать усилия на проверке других. В ряде случаев в заключении специалист может помочь следователю сформулировать однозначный вывод о причастности либо непричастности обследуемого лица к .совершению преступления. Так, 25.08.2010 г. в пгт. Ушумун Амурской области пропал без вести Роман С., 16 лет. В ходе расследования было установлено, что около 23 часов пропавший несовершеннолетний был избит в доме, а затем на улице Таскаевым и Мирошниковым. На допросе в качестве подозреваемых Таскаев и Мирошников подтвердили факт нанесения побоев Роману С., но заявили о своей непричастности к его убийству. Опрос Таскаева и Мирошникова специалистом-полиграфологом также не подтвердил их причастность к убийству несовершеннолетнего. При проверке розыскной версии об уходе Романа С. из дома, разыскиваемый был обнаружен в другом районе области. Он сообщил, что скрытно выехал из Ушумуна, боясь расправы преступников. Преступление переквалифицировано с ч.1 ст.105 на ст.116 УК РФ[9]. Следует согласиться и с тем, что заключение полиграфолога должно подвергаться тщательной, всесторонней критической оценке[10]. Как показывает практика, в ряде случаев при полиграфном обследовании в силу отсутствия достаточного времени следователем и полиграфологом не в полной (необходимой) мере изучается личность опрашиваемого и противодействие преступника может привести специалиста к ложному выводу. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что применению полиграфа должен предшествовать сбор следователем характеризующей информации об обследуемом лице (изучение личных дел по месту работы, отбывания в прошлом наказания; оперативных данных и т.п.) и изучение его личности специалистом- психологом. В связи с вопросами диагностики ложных показаний и приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию, учеными рекомендовано создание психологического портрета лица на основе психодиагностической габитарной (о внешнем облике человека) и этологиче- ской (поведенческой) информации. Поскольку при создании психологического портрета лица используются специальные знания в области психологии, криминалистики, теории оперативнорозыскной деятельности, судебной психиатрии и других отраслей знания, такой портрет точнее называть комплексным[11]. Прав С.В. Милюков, утверждая, что одной из целей создания и использования комплексного психологического портрета является идентификация погибшего или разыскиваемого лица. Учитывая, что для решения задачи создания комплексного портрета преступника следователю (дознавателю) необходимо обеспечить согласованную работу целого ряда специалистов разных отраслей знаний, требуется разработка методики данного обеспечения, которой наука и практика расследования пока не располагают. Другим перспективным направлением получения вербальной розыскной информации является использование методов активации памяти свидетелей и потерпевших (в т.ч. несовершеннолетних) с применением трансовых технологий (гипнорепродукции)[12]. Процессуальным основанием использования специальных знаний специалиста-психолога, владеющего данной методикой, является поручение следователя. Метод применяется только с согласия испытуемого. В результате испытуемый сообщает сведения (описывает приметы, место сокрытия разыскиваемых объектов и т.п.), которые в обычном состоянии не мог воспроизвести. Осуществляется аудио- и видеофиксация полученной информации.
[1] Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебноэкспертной деятельности» / Отв. ред. Ю.Г. Корухов, Ю.К. Орлов, В.Ф. Орлова. М., 2002; Российская Е.Р. Теория судебной экспертизы. М., 2009. С. 10. [2] Зуев Е.И. Формы участия специалиста-криминалиста в оперативнорозыскных мероприятиях. М., 1980. С.З; Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Судебная экспертиза (экспертология). Екатеринбург, 2000. С.5. [3] 4.1 и 2 ст.57, 4.1 и 2 ст.58, ч.1 ст. 168, ч.1 ст.195 УПК РФ; Ст.13 Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации». [4] См., например: Жбанков В.А. Образцы для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве. М., 1969; Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М., 1979; Вандер М.Б. Тактика использования специальных знаний на предварительном следствии. Раздел III. Настольная книга следователя / Рук. авт. кол. Н.П. Дудин. СПб, 2008; Практическое руководство по [5] См., например: Милюков С.В. Современные возможности использования свойств человека при установлении личности в раскрытии и расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011; Пичугин С.А. Криминалистическое установление личности с использованием субъективных отображений признаков внешности человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011; Устинов В.В. Модельные методы судебно-почерковедческого исследования: проблемы и тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. [6] См.: Полиграф в России: 1993-2008. Ретросп. сб. статей / Авт. - сост. Ю.И. Холодный. М., 2008; Сошников А.П., Комиссарова Я.В., Пеленицын А.Б., Федоренко В.Н. Полиграф в практике расследования преступлений. Методические рекомендации. М., 2008. [7] Информационное письмо прокуратуры Еврейской автономной области в Генеральную прокуратуру РФ «О положительном опыте использовании полиграфа в раскрытии и расследовании убийства, совершенного в условиях неочевидности». Исх. №15-63/2004 от 02 февраля 2004 г. [8] См. подробно в четвертом параграфе 4 главы 2 настоящего исследования. [9] Архив Магдагачинского районного суда Амурской области за 2011 г., уголовное дело №26287. [10] Могутин Р.И., Субботина М.В. Использование полиграфа в раскрытии и расследовании преступлений. Волгоград, 2005. С.37. [11] Соколова O.A. Психолого-криминалистическое диагностирование человека в условиях противодействия расследованию // Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: Сб. матер. 51 криминалистических чтений. В 2-х ч. М., 2010. 4.2. С.255; Милюков С.В. Современные возможности использования свойств человека при установлении личности в раскрытии и расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С.12. [12] Каменев И.И. Способы активизации памяти участников уголовного судопроизводства, использование результатов в расследовании преступлений прошлых лет // Предварительное следствие. Вып.4(6). М.,2009. С.93.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26762.html |
|