У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


История изучения и статус публичной речи в системе литературного языка

Публичная речь в ее риторическом аспекте получила теоретическое осмысление еще в трудах античных мыслителей - Платона, Сократа, Аристо­теля — и риториках древности. Важнейшим коммуникативным качеством ее уже тогда была названа выразительность. Нужно отметить, что этот период устное слово было важнейшим средством не только общения, но и публично­го выражения мысли, убеждения. Коммуникативно эффективная речь носи­теля высокой речевой культуры, произнесенная в народном собрании или на широком общественном форуме, была способна побудить слушателей к при­нятию важных решений в сфере политической и общественной жизни.

С распространением христианства, развитием проповеднической рито­рики и появлением новых ярких образцов публичных выступлений, напри­мер Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, на Руси так­же появляются условия для осмысления этого речевого явления, в частности, в работах Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова и др. В конце XIX - начале XX

в.    появились труды по гомилетике (Я.К. Амфитеатров, А. Говоров,

В.Ф. Певницкий). Несколько позже вопросы публичной речи освещались в трудах тех, кто занимался сценическим искусством и техникой выразитель­ного чтения (Ю. Озаровский, К.С. Станиславский). Во второй трети XX в. публичная речь вызывает интерес у исследователей лекторского мастерства (И.И. Зимняя, С.В. Иванова).

В последние ЗО^Ш лет необходимость аналитического рассмотрения публичной речи связана с тем, что, как верно отмечает O.A. Лаптева, «дан­ный тип литературной речи охватывает многие темы общения, отражающие состояние, уровень и характер интеллектуальной, эстетической, обществен­но-политической, экономической и в целом — культурной жизни общества... и в настоящее время увеличивается удельный вес различных видов устно­речевой коммуникации в общественной жизни, значительно возрастает пре­стиж устного общения» [111; 57]. Поэтому в последнее время исследователи активно выявляют, описывают и анализируют особенности этого типа речи.

В начале XXI в. существенно изменились роль, функции, эффектив­ность публичного слова в связи с все более широким распространением средств массовой коммуникации и углублением их влияния на внутренний мир слушателей, зрителей, пользователей сети Интернет. Публичная речь приобрела огромную аудиторию, ее воздействие на слушателей возросло, увеличилась плотность информационного потока, усилилось эмоциональное влияние публичного слова на слушателя и зрителя [87; 97]. Именно поэтому в последнее время исследователи активно выявляют, анализируют и описы­вают особенности этого типа речи: публичная речь рассматривается и в рам­ках теории коммуникации, и в теории речевого воздействия, прагматики (Р.К. Потапова, Р.Г. Котов, Е.Ф. Тарасов, Н.Г. Бойкова, Т.И. Попова), и в психолингвистике (A.A. Леонтьев, С.И. Бернштейн, И.И. Зимняя, JI.E. Архи­пова, Л.П. Киселева, Е.И. Каминский, Л.Ю. Кулиш), и в теории ораторского искусства (Г.З. Апресян, Н.П. Ерастов, С.В. Иванова, Е.А. Ножин, Т.Б. Мар- кичева, А.Е. Михневич), и в теории стилей, и в теории культуры речи (Б.Н. Головин, С.М. Гайдучик, О.Б. Сиротинина, А.Н. Васильева).

Ученые по-разному определяют понятие «публичная речь». Так, Л.К. Цеплитис и Н.Я. Катлане справедливо понимают под публичной речью такой вид устного публичного общения, для которого характерны следующие эле­менты речевой ситуации: многочисленная аудитория и официальная обста­новка. Публичная речь, по их мнению, представляет собой систему разных элементов: говорящий, слушающий, взаимодействие между ними, речевой поток, реакция слушателей и т.д. [204,16]. С.А. Минаева также называет не­сколько составляющих публичной речи: она описывает публичную речь как

 

сложную деятельность в такой коммуникативной ситуации, которая включа­ет: говорящего-оратора, подготовленное им выступление, произнесение этой речи, аудиторию, объединенную некоторыми общими мотивами и задачами. Публичная речь - письменное или устное слово, создаваемое с целью убеж­дения [128; 78].

Л.К. Граудина предлагает вернуться к античной традиции и вместо термина ПР использовать номинацию ораторский стиль, что, с точки зрения ученого, более точно передает специфику этого рода коммуникации, отра­жающей искусство речи воздействующей, экспрессивной, проявляющей ин­дивидуальную манеру говорящего. Ученый рассматривает ПР как особый феномен в системе СРЛЯ, не соотносимый ни с устно-литературной речью, ни с публицистическим стилем.

Изучением статуса публичной речи (ПР) в системе литературного язы­ка занимались многие исследователи (O.A. Лаптева, Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев), которые в первую очередь выясняли, каково соотношение ПР и функциональных стилей, какова доля разговорно­сти и кодифицированности в ПР, какие языковые и внеязыковые факторы влияют на характер этого типа речи.

Например, O.A. Лаптева предлагает рассматривать ПР в пределах со­временного русского литературного языка (СРЛЯ) [111; 58] и предлагает следующее определение: «Устная публичная речь — разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных высту­плениях на общественно значимые темы» [112]. Е.А. Земская также указыва­ет на ориентированность ПР на систему кодифицированного литературного языка (КЛЯ), а не на систему разговорной речи (РР) [55; 5]. И.А. Иванчук (вслед за Е.А. Земской, М.В. Пановым, О.Б. Сиротининой и др.) определяет публичную речь как устную форму публицистического стиля русского лите­ратурного языка, ориентированную на книжную кодифицированную норму [68; 6].

Исследователи современной устной научной речи (СУНР) рассматри­вали случаи соприкосновения ПР с РР и книжно-письменной разновидно­стью языка [204, 24—25]. Ученые пришли к выводу о том, что чаще всего ис­пользование в ПР книжно-письменных средств происходит благодаря дейст­вию фактора темы. Но фактор устной формы, считают авторы, диктует тре­бование простоты и ясности изложения, и использование устно-разговорных некодифицированных элементов обусловлено сознательной психологической установкой говорящего, его стремлением к эффективности речи, к воздейст­вию на слушателя. Мы можем согласиться с выводом о том, что устная пуб­личная речь - особая область, лежащая на грани смыкания устно­разговорной разновидности с книжно-письменным типом СРЛЯ.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/30386.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.