Быстрый переход к готовым работам
|
Цели, задачи, тематика публичною выступленияНемаловажно для характеристики публичной речи как явления определение особенностей ее целей, задач, тематики. Так, исследователи теории коммуникации выделяют следующие цели и задачи публичного выступления: «передачу речевой информации... ради побуждения аудитории к деятельности» [147, 12]; а также «построение цепи высказываний, с помощью которых можно воздействовать на других людей в нужном направлении, побудить человека к тем или иным непосредственным действиям либо сделать попытку сформировать у него определенную систему ценностей, систему отношений к окружающим его вещам и человеческим взаимоотношениям» [128]. Исследователи современной устной научной речи (СРУНР) называют общие функции, которые тесно связаны с ее основными целями и задачами: сообщение, общение и воздействие. Так, O.A. Лаптева считает, что преобладание, например, функции общения, способствует усилению диалогичности речи; преобладание функции сообщения - монологичности [112]. Нужно заметить, что не всегда удается выявить реально выраженное превалирование той или иной функции; в нашем исследовании есть такие тексты публичных выступлений, спецификой которых является отсутствие прямого контакта со слушателями (телеречь и радиоречь), но это не означает, что в них отсутствует функция общения, так как слушатель при восприятии текста может соглашаться или нет, задавать вопросы и т.д., т.е. определенным образом реагировать на выступление. И это не делает речь более диалогичной, чем в том случае, когда эту диалогичность задает сам автор. Таким образом, говоря о целях публичной речи, мы будем руководствоваться следующим положением: каждый текст публичного выступления требует одновременной реализации целей сообщения, общения и воздействия, а «долю» преобладания той или иной цели следует выявлять в каждом отдельно взятом тесте, но это является предметом будущих исследований и не входило в наши задачи в настоящей работе. Устная публичная речь является общественно адресованной и социально значимой речью на любые общественно важные темы, поэтому нельзя включать в этот тип речи монолог домохозяйки на лестничной клетке, пусть даже и предназначенный публике в лице соседей по подъезду, или, пример Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, монолог в бане. O.A. Лаптева определяет темы публичных выступлений как общественно значимые, интеллектуализирован- ные темы [112]. Это определение, по нашему мнению, требует уточнения, потому что, даже если известный актер, политик, ученый, писатель, священник говорит о чем-то, что касается только лично его, он понимает, что в условиях теле- или радиообщения эта частная тема должна быть переведена в иную плоскость, поэтому говорит с определенной долей обобщения, делая общие заключения, выводы, и таким образом представляет личную тему как общественно значимую (см. текст речи В. Гафта в Приложении). По тематике анализируемые нами тексты отвечают требованию общественно адресованной и социально значимой речи, хотя и встречаются среди них тексты, в основном воспоминания актеров о себе, с более выраженной личной составляющей. Но в целом речь ярких публицистов, журналистов, ученых, священников, актеров в официальной обстановке затрагивает темы политики, истории, культуры по вопросам, интересующим самый широкий круг людей; по вопросам, которые касаются всех сфер человеческой жизни.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/30386.html |
|