У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Экстралингвистическая обусловленность публичной речи

Наиболее полно экстралингвистическая обусловленность публичной речи исследована в теории речевого воздействия и в психолингвистике. Уче­ные делают акцент на ситуативных характеристиках речи: количестве ком­муникантов, их пространственной удаленности друг от друга, канале обще­ния (телевидение, радио, личный контакт), на том, что сказывается на вос­приятии речи слушателями и качестве речи самого говорящего; частотности и длительности речевого взаимодействия [158; 123]. Многие исследователи указывают на один и тот же набор основных внеязыковых факторов, влияю­щих на качество публичного выступления. Реже выделяют такие факторы,

 

как фактор доверия, фактор престижа, дистанции между исходным знанием и содержанием вновь получаемой информации [47].

Экспериментальным путем была выявлена значительная роль в форми­ровании фоностилей следующих факторов: установки (коммуникативного намерения говорящего и предмета высказывания), социальных условий об­щения (социальной роли говорящего, численности аудитории, характера от­ношений между коммуникантами), общих условий общения (способа уста­новления контакта, пространственной близости говорящих в процессе ком­муникации), эмоциональных характеристик говорящего и его отношения к предмету высказывания, степени подготовленности высказывания [34; 74]. В работах описываются цели, темы выступлений, характеристики как говоря­щего, так и аудитории и самого выступления.

По результатам эксперимента выяснилось, что одним из основных фак­торов, наиболее значимым для эффективности восприятия, является фактор личности говорящего [22, 8]. Рассмотрим этот аспект более подробно, по­скольку действенность публичной речи, на наш взгляд, во многом обуслов­лена влиянием этого фактора.

Психологи и психолингвисты в исследовании публичной речи особое внимание уделяют коммуникативной ситуации общения. Лингвисты, изу­чающие особенности устной речи, в свою очередь, основную роль отводят личности говорящего, считая, что непременным условием в достижении эффективности речи и эмоционального воздействия на слушателя является выразительность речи, которая во многом обусловлена личностью говоряще­го. По справедливому замечанию Л.С. Чикилевой, «Практическое воздействие публичной речи зависит от языковой личности как носителя культуры того или иного общества и как пользователя языковыми ресурсами этой культуры» [209, 10].

С.И. Бернштейн непосредственно связывал звучание речи с психикой говорящего: темпераментом, характером, мироощущением, настроенностью, искренностью: «Устная речь тем и отличается от письменной, что в ней при­сутствует специфический выразительный фактор, недоступный письменной речи, - организованная звуковая материя. Устная речь воспринимается с ус­тановкой на звучание — и вместе с тем на живую личность говорящего. Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не отражает этой психиче­ской динамики, не дает эмоционально-конкретного освещения чистому смыслу, речь становится бездейственной» [17; 108]. Ученый указывает на та­кой важный момент в публичной речи, как контрол^ говорящего, т.е. автор должен осознанно и преднамеренно «вызывать звучанием своей речи опре­деленную эмоциональную и волевую реакцию» [17; 109].

A.        A. Леонтьев также отмечает большую роль сознательности говоря­щего в контроле эффективности общения, он выделяет умение быстро и пра­вильно ориентироваться в условиях общения, найти адекватные средства для передачи содержания, обеспечить обратную связь [115; 99].

На наш взгляд, заинтересованность говорящего, его желание донести свои мысли, чувства и переживания во многом обусловлены индивидуаль­ными психическими характеристиками говорящего и поэтому сознательному контролю поддаются только отчасти. Стоит прислушаться к тем рекоменда­циям, которые давал С.И. Бернштейн: перед выступлением создать в себе со­ответствующую настроенность. Но, видимо, это зависит и от чувства удо­вольствия, которое испытывает выступающий, владея интересным материа­лом и близкой ему темой; желания донести в более полном и понятном виде все смыслы и идеи речи, достигнуть цели воздействия на слушателей. О том же пишет и И.И. Зимняя: «Деятельность лектора предполагает положитель­ный эмоциональный тонус, т.е. преобладание таких эмоций, как радость, оживление, личная направленность, убежденность, искренность, увлечен­ность, умение владеть собой, материалом, залом и временем» [57; 23].

Другие исследователи рассматривают два фактора эффективности коммуникативного воздействия, связанные с личностью говорящего. Первый объединяет характеристики автора, обусловленные отношением «коммуни­катор-сообщение» [147; 12]. Наиболее значимыми в плане коммуникативно­го воздействия здесь выступают такие характеристики говорящего, как адек­ватное знание им той действительности, о которой он повествует (когнитив­ный аспект), его искренность, правдивость, убежденность в том, что он гово­рит (эмоциональный аспект), и умение донести свои знания, мысли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект), — это фактор «компетентности- убежденности».

Второй фактор включает характеристики, связанные с отношением «коммуникатор-аудитория»: знание им аудитории (когнитивный аспект), его искреннее уважение к аудитории (эмоциональный аспект), умение общаться с аудиторией, соблюдать равенство психологических позиций (поведенче­ский аспект). В этом случае значительную роль играют те характеристики коммуникатора, которые способны вызвать положительное отношение к не­му, - это фактор «уважения-привлекательности». Похожие требования к го­ворящему отмечают и другие исследователи устной речи [31; 111; 129; 125;

В работе Л.К. Цеплитиса и Н.Я. Катлане «Теория публичной речи» в подробно описаны необходимые свойства, характерные для хорошего пуб­личного выступления: слышимость, понятность, целенаправленность, спо­собность возбуждать интерес. В содержании такой речи слушатель находит что-то нужное или новое для себя. Кроме того, интерес поддерживается от­ношением говорящего к содержанию речи как к чему-то важному, значи­тельному. Мощным фактором возбуждения интереса, по мнению авторов, является искренняя эмоциональность речи, которая предполагает два обяза­тельных фактора: переживания в психике говорящего и возбуждение анало­гичных эмоций в психике слушателей [204; 16]. «Эффективность воздействия публичной речи достигается не только сочетанием интеллектуальных, нрав­ственных, духовных свойств говорящего, но и активным владением ритори­ческими средствами речи, обеспечивающими как силу убеждения, эмоцио­нального воздействия иа адресата, так и возможность выразить особенности своей личности, создать неповторимый образ оратора» [68, 3]. Кроме того,

 

экспериментально доказано влияние интонации на эмоциональное состояние слушателя, и большую роль в этом играют личностные индивидуальные осо­бенностей говорящего [72; 128].

И.А. Стернин попытался обобщить данные об ораторе, называя все рассмотренные выше качества говорящего индивидуальностью. Основное требование к личности говорящего этот автор понимает как требование иметь «выраженную потребность донести мысль до людей» [189; 145].

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/30386.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.