Быстрый переход к готовым работам
|
Экстралингвистическая обусловленность публичной речиНаиболее полно экстралингвистическая обусловленность публичной речи исследована в теории речевого воздействия и в психолингвистике. Ученые делают акцент на ситуативных характеристиках речи: количестве коммуникантов, их пространственной удаленности друг от друга, канале общения (телевидение, радио, личный контакт), на том, что сказывается на восприятии речи слушателями и качестве речи самого говорящего; частотности и длительности речевого взаимодействия [158; 123]. Многие исследователи указывают на один и тот же набор основных внеязыковых факторов, влияющих на качество публичного выступления. Реже выделяют такие факторы,
как фактор доверия, фактор престижа, дистанции между исходным знанием и содержанием вновь получаемой информации [47]. Экспериментальным путем была выявлена значительная роль в формировании фоностилей следующих факторов: установки (коммуникативного намерения говорящего и предмета высказывания), социальных условий общения (социальной роли говорящего, численности аудитории, характера отношений между коммуникантами), общих условий общения (способа установления контакта, пространственной близости говорящих в процессе коммуникации), эмоциональных характеристик говорящего и его отношения к предмету высказывания, степени подготовленности высказывания [34; 74]. В работах описываются цели, темы выступлений, характеристики как говорящего, так и аудитории и самого выступления. По результатам эксперимента выяснилось, что одним из основных факторов, наиболее значимым для эффективности восприятия, является фактор личности говорящего [22, 8]. Рассмотрим этот аспект более подробно, поскольку действенность публичной речи, на наш взгляд, во многом обусловлена влиянием этого фактора. Психологи и психолингвисты в исследовании публичной речи особое внимание уделяют коммуникативной ситуации общения. Лингвисты, изучающие особенности устной речи, в свою очередь, основную роль отводят личности говорящего, считая, что непременным условием в достижении эффективности речи и эмоционального воздействия на слушателя является выразительность речи, которая во многом обусловлена личностью говорящего. По справедливому замечанию Л.С. Чикилевой, «Практическое воздействие публичной речи зависит от языковой личности как носителя культуры того или иного общества и как пользователя языковыми ресурсами этой культуры» [209, 10]. С.И. Бернштейн непосредственно связывал звучание речи с психикой говорящего: темпераментом, характером, мироощущением, настроенностью, искренностью: «Устная речь тем и отличается от письменной, что в ней присутствует специфический выразительный фактор, недоступный письменной речи, - организованная звуковая материя. Устная речь воспринимается с установкой на звучание — и вместе с тем на живую личность говорящего. Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не отражает этой психической динамики, не дает эмоционально-конкретного освещения чистому смыслу, речь становится бездейственной» [17; 108]. Ученый указывает на такой важный момент в публичной речи, как контрол^ говорящего, т.е. автор должен осознанно и преднамеренно «вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию» [17; 109]. A. A. Леонтьев также отмечает большую роль сознательности говорящего в контроле эффективности общения, он выделяет умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, найти адекватные средства для передачи содержания, обеспечить обратную связь [115; 99]. На наш взгляд, заинтересованность говорящего, его желание донести свои мысли, чувства и переживания во многом обусловлены индивидуальными психическими характеристиками говорящего и поэтому сознательному контролю поддаются только отчасти. Стоит прислушаться к тем рекомендациям, которые давал С.И. Бернштейн: перед выступлением создать в себе соответствующую настроенность. Но, видимо, это зависит и от чувства удовольствия, которое испытывает выступающий, владея интересным материалом и близкой ему темой; желания донести в более полном и понятном виде все смыслы и идеи речи, достигнуть цели воздействия на слушателей. О том же пишет и И.И. Зимняя: «Деятельность лектора предполагает положительный эмоциональный тонус, т.е. преобладание таких эмоций, как радость, оживление, личная направленность, убежденность, искренность, увлеченность, умение владеть собой, материалом, залом и временем» [57; 23]. Другие исследователи рассматривают два фактора эффективности коммуникативного воздействия, связанные с личностью говорящего. Первый объединяет характеристики автора, обусловленные отношением «коммуникатор-сообщение» [147; 12]. Наиболее значимыми в плане коммуникативного воздействия здесь выступают такие характеристики говорящего, как адекватное знание им той действительности, о которой он повествует (когнитивный аспект), его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит (эмоциональный аспект), и умение донести свои знания, мысли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект), — это фактор «компетентности- убежденности». Второй фактор включает характеристики, связанные с отношением «коммуникатор-аудитория»: знание им аудитории (когнитивный аспект), его искреннее уважение к аудитории (эмоциональный аспект), умение общаться с аудиторией, соблюдать равенство психологических позиций (поведенческий аспект). В этом случае значительную роль играют те характеристики коммуникатора, которые способны вызвать положительное отношение к нему, - это фактор «уважения-привлекательности». Похожие требования к говорящему отмечают и другие исследователи устной речи [31; 111; 129; 125; В работе Л.К. Цеплитиса и Н.Я. Катлане «Теория публичной речи» в подробно описаны необходимые свойства, характерные для хорошего публичного выступления: слышимость, понятность, целенаправленность, способность возбуждать интерес. В содержании такой речи слушатель находит что-то нужное или новое для себя. Кроме того, интерес поддерживается отношением говорящего к содержанию речи как к чему-то важному, значительному. Мощным фактором возбуждения интереса, по мнению авторов, является искренняя эмоциональность речи, которая предполагает два обязательных фактора: переживания в психике говорящего и возбуждение аналогичных эмоций в психике слушателей [204; 16]. «Эффективность воздействия публичной речи достигается не только сочетанием интеллектуальных, нравственных, духовных свойств говорящего, но и активным владением риторическими средствами речи, обеспечивающими как силу убеждения, эмоционального воздействия иа адресата, так и возможность выразить особенности своей личности, создать неповторимый образ оратора» [68, 3]. Кроме того,
экспериментально доказано влияние интонации на эмоциональное состояние слушателя, и большую роль в этом играют личностные индивидуальные особенностей говорящего [72; 128]. И.А. Стернин попытался обобщить данные об ораторе, называя все рассмотренные выше качества говорящего индивидуальностью. Основное требование к личности говорящего этот автор понимает как требование иметь «выраженную потребность донести мысль до людей» [189; 145].
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/30386.html |
|