Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие и юридическая сущность информации, наносящей вред, нравственному и духовному развитию детей, формированию их личности; как предмет административно-правового регулированиям20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН, а затем 26 января 1990 года, СССР ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, в п. 1 ст. 13 которой провозглашалось: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной; письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка»[1]. За последние 20 лет интенсивных реформ в Российской Федерации полностью изменились формы собственности, совершилось расслоение общества, произошла тотальная информатизация. Соответственно трансформировалась и роль государства в новой среде. Как один из факторов национальных угроз необходимо отметить негативное влияние вредной информации на несовершеннолетних граждан России, которое с каждым годом только возрастает. По статистике, только в глобальной сети Интернет работает около'4-5 млн порнографических сайтов[2], информация в СМИ также практически не отфильтровывается. Информационное пространство, в котором растет и воспитывается современный российский ребенок, развивается стихийно и, к сожалению, нормативно фактически не регулируется. Разгул насилия, разврата, бездуховности, попрания традиционных человеческих ценностей приобретает характер «невидимой войны» против человека и человечности. Выиграть эту «войну» можно только при одном условии - усилении внимания законодателя к решению данных проблем, разработке надлежащей нормативной базы, определению и закреплению статуса государственных органов, отвечающих за контроль над данными процессами. 12 декабря» 1993 г. всенародным голосованием-была принята Конституция РФ. В 'Этом документе дважды - в ст. 7 и 38 —зафиксирована обязанность Российского государства защищать, и поддерживать семью, материнство; отцовство и детство. Несколькими годами ранее, 20 ноября 1989!г., Генеральной Ассамблеей ООН в. качестве.основы для» самого широкого спектра вопросов защиты детей была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция является единственным международным договором, который ратифицировало абсолютное большинство существующих государств. В ней подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о правах ребенка в основном перечислены те права, которые призваны обеспечить удовлетворение особых потребностей детей, связанных с их социальной и психофизической незрелостью. Однако говорить о правах детей, имея в виду лишь те, что защищены названным документом, не совсем правильно, так как согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав.ребенка в Российской Федерации»[3] за ребенком закреплены все права человека и гражданина в-соот- ветствии с Конституцией РФ. Круг прав человека и гражданина значительно шире и включает такие права, как неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти. Таким образом, ребенок выступает объектом и субъектом права, имеющим все конституционные права, которые провозглашены для любого человека, и особые права — для ребенка[4]. Принятие Доктрины информационной безопасности[5], утвержденной Президентом России 9 сентября 2000 года, которая представляет совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности, а также утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. Стратегия развития информационного' общества в Российской Федерации[6], призванная^ сформировать необходимые условия для перехода к информационному обществу, одним из важнейших проявлений которого является обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации, не привели к формированию полноценной законодательной базы по регулированию информации, которая может нанести вред нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, а принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными. Широкое внедрение в жизнь информационных технологий вызывает настоятельную необходимость правового закрепления понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере. Само понятие «информация» довольно широко. В словаре русского языка С.И. Ожегова информация - это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сведения, уведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь[7]. Между тем легальное понятие информации закреплено сегодня в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информацион-
ных технологиях и о защите информации»[8]. Согласно ст. 2 указанного Закона информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия- решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства: В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в. сфере производства' обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество[9]. Однако необходимо понимать и признавать, что важнейшим является не только защита информации, как составляющая информационной безопасности, но и защита от информации, определяемой общим словом, - вредная; т.е. способная нанести ущерб нравственности, духовности, породить экстремизм и проч. Именно в подобном комплексном понимании должно представать понятие информационной безопасности. Особенно вредоносной подобная вредная* информация- оказывается для*' несовершеннолетних как субъектов ^сформированных в морально-нравственном отношении их личности с неустоявшейся системой ценностных ориентаций. Слово «безопасность» латинского происхождения - secure (securus). Общеизвестно, что безопасность - это отсутствие опасности; состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека, зданиям, помещениям и материально-техническим средствам в них.
[1] Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. ХЬУ1. [2] См.: Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М., 2009. С. 101. [3] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Российская газета. 1998.5 августа. [4] См.: Пронин A.A. Социально-правовая защита детства в России. Екатеринбург, 2007. [5] См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября. [6] См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. 2009.16 февраля. 1 См.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1953. С. 220. [8] Российская газета. 2006. 29 июля. [9] См.: Бачило И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации //Государство и право. 2005. № 12. 22
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/21576.html |
|