Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности расследования нарушений правил охраны и использования недрОбщественно опасные деяния, относящиеся к группе экологических преступлений, весьма разноплановы, но все они связаны с нарушением самых различных правил, требований, положений и норм природоохранного характера, обеспечивающих экологическую безопасность населения, природного и животного мира (гл. 26 УК РФ). Успех в раскрытии и расследовании экологических преступлений в значительной мере зависит от своевременного и целенаправленного проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования. Однако, как показывают результаты анализа правоприменительной практики, следователи не всегда правильно определяют очередность указанных действий. В юридической литературе, в частности, в трудах P.C. Белкина[1], С.А. Шейфера[2], И.Е. Быховского[3], В.Е. Сидорова[4] и других отражена мысль о том, что на первоначальном этапе расследования следователь выбирает то следственное действие или ту их группу, которые в максимальной мере устраняют недостаток информации. Результаты анкетирования, проведенного среди следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ и прокуроров природоохранных прокуратур, показывают, что при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 255 УК РФ, на первоначальном этапе в 31 % случаев следователи проводят осмотр места происшествия, в 40 % случаев - назначают судебные экспертизы, в 10 % случаев — проводят следственный эксперимент, в 9 % случаев - исследуют (изучают) документы. Освидетельствование проводится только в 5 % случаев, допрос - в 5 %, а такие следственные действия, как личный обыск; очная ставка; предъявление для опознания; проверка показаний на месте вообще не проводятся[5]. Полученный фактический материал убеждает в том, что следователи должны быть дополнительно проинформированы, обучены особенностям раскрытия и расследования экологических, преступлений, в том числе нарушений правил охраны и использования недр. Установление очередности и выбор комплекса следственных действий, обеспечивающих фиксацию следов преступления, зависит и от складывающихся на первоначальном этапе следственных ситуаций. Обобщение доступной следственной практики производства по уголовным делам (Кемеровская область - 3 уголовных дела; ХМАО - 3; Саратовская область — 1; Республика Башкортостан - 1; Республика Татарстан — 2; Ульяновская область — 1 дело)[6], а также анализ эмпирических исследований по экологическим преступлениям[7], в том числе и других авторов, позволил выделить следственные ситуации и определить порядок действий следователя на первоначальном этапе расследования. Первая ситуация. Первичная информация о фактах нарушения правил охраны и использования недр поступает от природоохранных органов, осуществляющих экологический контроль за охраной и использованием недр. К ним относятся Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы. Характерно, что из материалов проверок природоохранных органов известны лица, нарушившие правила охраны и использования недр, и место преступления. В материалах проверок по фактам нарушения правил охраны и использования недр содержатся сведения об обстоятельствах нарушения: какие правила были нарушены и в каком виде деятельности (при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, при эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, или при самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых). Вторая ситуация. Следователь (прокурор) получил от природоохранного органа экологического контроля материалы (такие же, как и в первой ситуации), устанавливающие факт и лицо, нарушившее правила охраны и использования недр. Следы преступления сохранились частично или не сохранились, имеются свидетели и документы. Но при этом прошло достаточно много времени с момента совершения преступления и наступления последствий. В первичных материалах при первых двух следственных ситуациях обычно содержатся достаточно полные сведения об отдельных обстоятельствах расследуемого события, о его наиболее вероятных причинах, круге ответственных за него лиц. Поэтому следственные версии о механизме преступления, причинах и виновных лицах должны быть как можно более конкретными. В указанных двух следственных ситуациях, возникающих в начале расследования, комплекс первоначальных следственных и иных действий должен содержать: осмотр места происшествия, осмотр предметов (установок и других производственных объектов и сооружений); осмотр документов (необходимой технической документации, технологических и иных правил, лицензий; имеющихся указаний контрольных органов); допрос свидетелей; назначение экспертиз. К определению очередности проведения указанных действий необходимо подходить с учетом всех особенностей следственной ситуации. Как правило, расследование должно начинаться с осмотра места происшествия, то есть горнодобывающего предприятия или подземного сооружения и осмотра территории, где произошла самовольная застройка площади залегания полезных ископаемых. Третья ситуация возникает при поступлении в органы прокуратуры первичной информации о преступлении от отдельных граждан, представителей общественности, экологических организаций. Виновное лицо и размер причиненного вреда неизвестны. При изучении доступных уголовных дел, связанных с нарушением правил охраны- и использования недр, такой ситуации не встречалось (вместе с тем практика изучения уголовных дел по другим экологическим преступлениям свидетельствует, что ситуация с известным виновным лицом и с оценкой размера вреда возможна). Данное преступление является латентным, и определить, что нарушается, бывает сложно, тем более — четко установить последствия. Третья типичная следственная ситуация имеет много общего с предыдущими по таким уголовным делам, в информационной базе которых имеются данные о характере преступных последствий, а все остальное пока неизвестно. Первичным источником получения информации в данном случае является: осмотр места происшествия, допрос лиц, экологическая экспертиза. Эти организационные действия проводятся в первую очередь. [1] Белкин P.C. Познавательные методы при собирании и проверке доказательств // Теория доказательств в советском уголовном процессе. - М., 1973. - С. 401-417. [2] Шейфер С.А. Следственные действия. - М., 1981. - С. 55-58. [3] Быковский И.Е. Некоторые вопросы оценки результатов первоначальных следственных действий // Криминалистика на службе следствия. - Вильнюс. - 1967. - С. 115-120. [4] Сидоров В.Е. Начальный этап расследования. - М., 1992. - С. 77-80. [5] См.: Приложение 2. Результаты опроса следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ и прокуроров Природоохранных прокуратур по вопросам выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 255 УК РФ. [6] Официальный сайт МВД России. URL: http:// /www.mvd.ru/news/17577/ (дата обращения 14.02.2010); Официальный сайт Прокуратуры ХМАО - Югры. URL: http:// prokh- mao.ru/mdex.php?option=com_content&task=view&id=l 18&Itemid=39 (дата обращения 14.02.2010); Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/regions/2004-05-26/4_saratov.html (дата обращения 14.02.2010); Сайт Прокуратуры республики Башкортостан. URL: http:// www.bashprok.ru/news/2698.html (дата обращения 14.02.2010); Уголовное дело № 480843 в отношении Гилязетдинов P.P. // Архив СУ Апьметьевского УВД по Республике Татарстан. — 2007; Уголовное дело № 480843 // Архив СУ при Альметьевском УВД по Республике Татарстан. - 2007; Уголовное дело № 21П-2003/32400020 // Архив Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры. [7] См.: Яковлева O.A. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования экологических преступлений, связанных с нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ. - Волгоград. - 2005; Владимирова Е.Л. Уголовно-правовая ответственность за нарушение законодательства о недрах: Дис... канд. юрид. наук. - М., 2010; Ильюшин A.B. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах: Дис... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2008. - С. 37-38.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/27018.html |
|