У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Интерпретация индивидуальных действий лица, совершившего преступление, и выявление «личностных» причин с использованием психологиче¬ских методов

Способ реконструкции свойств и состояний лица, совершившего преступление, путем интерпретации индивидуальных действий человека и выявления их «личност­ных» причин с использованием психологических методов, имеет относительное сходство с предыдущим способом. Базируется он на положении о том, что можно го­ворить о способности идеального оставлять свой «отпечаток» в материальной среде в виде «комплексного, личностно-регуляционного следа»[1], следа-отпечатка поведе­ния преступника (жертвы). Данный след для реконструкции свойств и состояний ис­комого лица важен не менее, чем след его пальца.

В основе указанного способа лежит учение о трех параметрах индивидуального действия одного из специалистов в области изучения мотивации поведения человека X. Хекхаузена. В соответствии с учением, индивидуальное субъективное отношение человека к предмету преломляет его отражение в соответствии с местом, которое за­нимает предмет в жизнедеятельности человека. При этом результаты исследования X. Хекхаузена убеждают, что индивидуальность образа отражаемого находит свое внешнее проявление в индивидуальности действия, которое признается таковым в его сопоставлении с действиями других в аналогичной ситуации, как отклонение от типичного, чаще встречающегося. Следовательно, для установления личностного смысла действий лица, совершившего преступление, необходимо, прежде всего, вы­явить в реконструированной внешней стороне протекавшей противоправной и свя­занной с ней деятельности составлявшие ее «индивидуальные действия». Это опре­деляет методологический подход к анализу преступной деятельности на «поведенче­ском уровне». В его основу положены три параметра действия, способные служить установлению индивидуальности в действиях лица, совершившего преступление. Субъективное отношение лица, совершившего преступление, к качественному со­держанию совершенного действия предопределяется сделанным выбором. Интер­претация же индивидуального действия позволяет сделать вывод о свойствах и со­стояниях лица, совершившего преступление (выявить их «личностный смысл») ’.

Оценка реконструированных преступных и связанных с ними действий прово­дится с позиции их функционально-смысловой целенаправленности, как взаимообу­словленных общей для них целью. Смысловая взаимосвязь между цепочками дейст­вий указывает на однозначность мотива и конечной, объединяющей все действия, цели: «Действие - это целенаправленный процесс, побуждаемый не самой целью, а мотивом той деятельности в целом, которую данное действие реализует»[2]. Поэтому можно сказать: чтобы выделить смысловую сторону цели действия, необходимо най­ти ее отношение к мотиву деятельности. Отсюда следует, что при обнаружении раз­нообразных по мотивам и целям рядов действий необходимо выяснить: насколько они совместимы, не существуют ли другие мотивы совершения преступления (пра­вильно ли определен характер совершенного преступления); нет ли инсценировки.

На основе анализа специальной литературы и материалов практики нами выде­ляются три этапа, составляющих содержание рассматриваемого способа.

Первый этап - реконструкция механизма преступления. Ретроспективно, по следам на месте происшествия и его обстоятельствам воссоздается внешний ряд дей­ствий преступника и ситуация преступления. При этом возможно составление схемы цепочки действий, которая представляет собой совокупность выборов, например (в наиболее общем виде): предмета посягательства; средств и способов совершения преступления; места совершения преступления; способа вступления в контакт с жертвой; действий по закреплению контакта с жертвой; маршрута к месту преступ­ления; времени и момента совершения преступления; действий, направленных на достижение преступной цели; действий по выходу из контакта с жертвой; действий по сокрытию следов; способа ухода с места преступления и возможной его маски­ровки. В каждом отдельном случае эта схема естественно должна иметь вполне кон­кретный вид. Конкретизированные применительно к отдельному преступлению со­ставные такой цепочки и служат в дальнейшем предметом дальнейшей обработки с помощью психологических методов.

Второй этап - выявление и моделирование индивидуальных особенностей по­ведения преступника. На этом этапе с помощью трех психологических приемов ана­лиза (приводимых ниже) в реконструированной внешней стороне деятельности пре­ступника выявляются ее составлявшие «индивидуальные действия».

Прием выявления «индивидуального действия» на основе установления индиви­дуальных различий. Он сводится к необходимости оценки степени соответствия ре­конструированного действия действиям других людей. Чем больше действие откло­няется от типичных действий большинства людей (в том числе, совершающих схо­жие преступления), тем вероятнее, что за ним стоят «внутренние» личностные фак­торы - внутренние «диспозиции» (предрасположенности к действиям)[3]. Данное дей­ствие является «индивидуальным».

Прием выявления «индивидуального действия» на основе установления ста­бильности действия по отношению к ситуациям. Данный прием предполагает оценку степени соответствия реконструированного действия действиям того же че­ловека в других близких по времени ситуациях. Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факто­рами (в различных ситуациях однотипность выбора обусловлена личностными фак­торами). Данное стабильно проявляющееся действие (в разных ситуациях) по одно­типному выбору (осознанному или бессознательному), исходя из одной и той же его характеристики, необходимо рассматривать как «индивидуальное действие».

Прием выявления «индивидуального действия» на основе установления ста­бильности действия во времени. Этот прием связан с анализом степени соответствия реконструированного действия действиям того же человека в аналогичных ситуа­циях в прошлом. Чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое пове­дение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют внешние дополнительные обстоятельства). То есть, если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения «внутренними», «индивидуальными», а не «средовыми», «социальными» факторами.

Третий этап - интерпретация поведения преступника (индивидуальных дейст­вий). Главная задача, которую необходимо выполнить на этом этапе, - объяснить, психологически оправдать «индивидуальные действия» преступника. То есть, по су­ти, этот этап собственно и заключается в реконструкции свойств и состояний лица, совершившего преступление, с использованием психологических приемов интерпре­тации «индивидуального действия». Данными приемами выступают следующие.

Прием объяснения причин «индивидуального действия» «сильной стороной» ли­ца, совершившего преступление, предопределившей выбор данного действия среди возможных других. Данный прием рассчитан на то, что в «индивидуальном дейст­вии» могли проявиться (возможно акцентировано) какие-либо из психических пара­метров лица, совершившего преступление: направленность (потребности, мотивы, установки, жизненные планы и концепции, ценностные ориентации, склонности, вкусы, хобби); социально-психологические особенности поведения (в том числе де­мографические, культурные, социальный и межличностный статусы, роли, стиль жизни и общения); психохаракгерологические качества (характер, акцентированные свойства личности); биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные, морфологические, патологические свойства, состояние здоровья) и т.д. Рассматри­ваемый прием заключается в необходимости оценки следователем или специалистом действия преступника в контексте указанных выше личностных параметров и пред­полагает установление связи между особенностями в действиях преступника и ка­кими-либо его состояниями и свойствами, способными объяснить эти действия. В ка­честве примера можно привести уголовное дело по обвинению несовершеннолет­него К. в убийстве двух лиц. Из материалов дела установлено, что в семье К. отец убил мать (порезал ножом), брат отбывал наказание в колонии, сам же обвиняе­мый жил в интернате. Вследствие соверимтого его отцом преступления у К. раз­вилась психическая болезнь в форме легкой умственной отсталости', появилась аг­рессия и жестокость по отношению к людям. Совокупность всех указанных об­стоятельств повлияли на совершение К. преступных действий.

 


[1] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. С. 392.

[2] Леонтьев А.II. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 247.

[3] См .-.Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. Учебное пособие. М., 2003.

С.   147.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/27765.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.