Быстрый переход к готовым работам
|
Интерпретация индивидуальных действий лица, совершившего преступление, и выявление «личностных» причин с использованием психологиче¬ских методовСпособ реконструкции свойств и состояний лица, совершившего преступление, путем интерпретации индивидуальных действий человека и выявления их «личностных» причин с использованием психологических методов, имеет относительное сходство с предыдущим способом. Базируется он на положении о том, что можно говорить о способности идеального оставлять свой «отпечаток» в материальной среде в виде «комплексного, личностно-регуляционного следа»[1], следа-отпечатка поведения преступника (жертвы). Данный след для реконструкции свойств и состояний искомого лица важен не менее, чем след его пальца. В основе указанного способа лежит учение о трех параметрах индивидуального действия одного из специалистов в области изучения мотивации поведения человека X. Хекхаузена. В соответствии с учением, индивидуальное субъективное отношение человека к предмету преломляет его отражение в соответствии с местом, которое занимает предмет в жизнедеятельности человека. При этом результаты исследования X. Хекхаузена убеждают, что индивидуальность образа отражаемого находит свое внешнее проявление в индивидуальности действия, которое признается таковым в его сопоставлении с действиями других в аналогичной ситуации, как отклонение от типичного, чаще встречающегося. Следовательно, для установления личностного смысла действий лица, совершившего преступление, необходимо, прежде всего, выявить в реконструированной внешней стороне протекавшей противоправной и связанной с ней деятельности составлявшие ее «индивидуальные действия». Это определяет методологический подход к анализу преступной деятельности на «поведенческом уровне». В его основу положены три параметра действия, способные служить установлению индивидуальности в действиях лица, совершившего преступление. Субъективное отношение лица, совершившего преступление, к качественному содержанию совершенного действия предопределяется сделанным выбором. Интерпретация же индивидуального действия позволяет сделать вывод о свойствах и состояниях лица, совершившего преступление (выявить их «личностный смысл») ’. Оценка реконструированных преступных и связанных с ними действий проводится с позиции их функционально-смысловой целенаправленности, как взаимообусловленных общей для них целью. Смысловая взаимосвязь между цепочками действий указывает на однозначность мотива и конечной, объединяющей все действия, цели: «Действие - это целенаправленный процесс, побуждаемый не самой целью, а мотивом той деятельности в целом, которую данное действие реализует»[2]. Поэтому можно сказать: чтобы выделить смысловую сторону цели действия, необходимо найти ее отношение к мотиву деятельности. Отсюда следует, что при обнаружении разнообразных по мотивам и целям рядов действий необходимо выяснить: насколько они совместимы, не существуют ли другие мотивы совершения преступления (правильно ли определен характер совершенного преступления); нет ли инсценировки. На основе анализа специальной литературы и материалов практики нами выделяются три этапа, составляющих содержание рассматриваемого способа. Первый этап - реконструкция механизма преступления. Ретроспективно, по следам на месте происшествия и его обстоятельствам воссоздается внешний ряд действий преступника и ситуация преступления. При этом возможно составление схемы цепочки действий, которая представляет собой совокупность выборов, например (в наиболее общем виде): предмета посягательства; средств и способов совершения преступления; места совершения преступления; способа вступления в контакт с жертвой; действий по закреплению контакта с жертвой; маршрута к месту преступления; времени и момента совершения преступления; действий, направленных на достижение преступной цели; действий по выходу из контакта с жертвой; действий по сокрытию следов; способа ухода с места преступления и возможной его маскировки. В каждом отдельном случае эта схема естественно должна иметь вполне конкретный вид. Конкретизированные применительно к отдельному преступлению составные такой цепочки и служат в дальнейшем предметом дальнейшей обработки с помощью психологических методов. Второй этап - выявление и моделирование индивидуальных особенностей поведения преступника. На этом этапе с помощью трех психологических приемов анализа (приводимых ниже) в реконструированной внешней стороне деятельности преступника выявляются ее составлявшие «индивидуальные действия». Прием выявления «индивидуального действия» на основе установления индивидуальных различий. Он сводится к необходимости оценки степени соответствия реконструированного действия действиям других людей. Чем больше действие отклоняется от типичных действий большинства людей (в том числе, совершающих схожие преступления), тем вероятнее, что за ним стоят «внутренние» личностные факторы - внутренние «диспозиции» (предрасположенности к действиям)[3]. Данное действие является «индивидуальным». Прием выявления «индивидуального действия» на основе установления стабильности действия по отношению к ситуациям. Данный прием предполагает оценку степени соответствия реконструированного действия действиям того же человека в других близких по времени ситуациях. Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами (в различных ситуациях однотипность выбора обусловлена личностными факторами). Данное стабильно проявляющееся действие (в разных ситуациях) по однотипному выбору (осознанному или бессознательному), исходя из одной и той же его характеристики, необходимо рассматривать как «индивидуальное действие». Прием выявления «индивидуального действия» на основе установления стабильности действия во времени. Этот прием связан с анализом степени соответствия реконструированного действия действиям того же человека в аналогичных ситуациях в прошлом. Чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют внешние дополнительные обстоятельства). То есть, если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения «внутренними», «индивидуальными», а не «средовыми», «социальными» факторами. Третий этап - интерпретация поведения преступника (индивидуальных действий). Главная задача, которую необходимо выполнить на этом этапе, - объяснить, психологически оправдать «индивидуальные действия» преступника. То есть, по сути, этот этап собственно и заключается в реконструкции свойств и состояний лица, совершившего преступление, с использованием психологических приемов интерпретации «индивидуального действия». Данными приемами выступают следующие. Прием объяснения причин «индивидуального действия» «сильной стороной» лица, совершившего преступление, предопределившей выбор данного действия среди возможных других. Данный прием рассчитан на то, что в «индивидуальном действии» могли проявиться (возможно акцентировано) какие-либо из психических параметров лица, совершившего преступление: направленность (потребности, мотивы, установки, жизненные планы и концепции, ценностные ориентации, склонности, вкусы, хобби); социально-психологические особенности поведения (в том числе демографические, культурные, социальный и межличностный статусы, роли, стиль жизни и общения); психохаракгерологические качества (характер, акцентированные свойства личности); биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные, морфологические, патологические свойства, состояние здоровья) и т.д. Рассматриваемый прием заключается в необходимости оценки следователем или специалистом действия преступника в контексте указанных выше личностных параметров и предполагает установление связи между особенностями в действиях преступника и какими-либо его состояниями и свойствами, способными объяснить эти действия. В качестве примера можно привести уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего К. в убийстве двух лиц. Из материалов дела установлено, что в семье К. отец убил мать (порезал ножом), брат отбывал наказание в колонии, сам же обвиняемый жил в интернате. Вследствие соверимтого его отцом преступления у К. развилась психическая болезнь в форме легкой умственной отсталости', появилась агрессия и жестокость по отношению к людям. Совокупность всех указанных обстоятельств повлияли на совершение К. преступных действий.
[1] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. С. 392. [2] Леонтьев А.II. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 247. [3] См .-.Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. Учебное пособие. М., 2003. С. 147.
Вся работа доступна по ссылке |
|