Быстрый переход к готовым работам
|
Правовые и организационные основы формирования доходной части местных бюджетов в РФПравовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные Э правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Современной правовой основой формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации с 01 января 2005 года являются следующие федеральные нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ (в Главе 8, статьях 130-133) записано: «Местное 9 самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные ^ вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными % законами». А статья 12 Конституции РФ гласит: «В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Вопросы доходов местных бюджетов нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов. Первоначально к местным налогам и сборам по Налоговому кодексу РФ были ф отнесены следующие местные налоги и сборы: земельный налог; налог на
имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы. Законом № 95-ФЗ внесены изменения в состав местных налогов. С 01 января 2005 года к местным налогам относятся только налог на имущество физических лиц и земельный налог. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. В Бюджетном кодексе РФ регламентируется «бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением». Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений определена в статье 9 Бюджетного кодекса, в редакции Закона № 120-ФЗ. Статья 9 «Бюджетные полномочия органов местного самоуправления» регламентирует следующие бюджетные полномочия: «установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; . определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление
ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления». Дополнительно в статье 9 определены, помимо основных полномочий, полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления поселений. В статье 64 Бюджетного кодекса РФ определяются полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. 4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ. Данный закон внес существенные изменения в организацию местного самоуправления в РФ, т.к. с формального момента вступления в силу с 01 января 2005 года у тратили свою силу следующие документы: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6 июля 1991 г. № 1550-1 и Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ. Закон № 131-Ф3 по своему составу является заменой Закона № 154-ФЗ, он появился в результате налогово-бюджетной реформы, проходящей в РФ, призванной совершенствовать бюджетную систему и бюджетную политику в РФ. Налогово-бюджетная реформа спровоцировала необходимость осуществления реформы местного самоуправления в РФ. Главная цель начатых преобразований - четко распределить полномочия между различными уровнями власти и обеспечить их обязательное финансовое наполнение. Реформа местного самоуправления в РФ связана со вступлением в силу Закона № 131-Ф3. Закон № 1Э1-ФЗ обеспечивает тесную взаимосвязь между территориальной организацией местного самоуправления и ее финансовой основой посредством реализации следующих положений: 1. осуществление
изменений в системе бюджетного устройства РФ, позволяющий проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную бюджетно-налоговую политику; 2. четкое разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов всех уровней на основе законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти всех уровней: 3. установление принципов и механизма разграничения доходных источников и их закрепления за бюджетом каждого уровня бюджетной системы РФ с учетом объема их расходных полномочий: 4. совершенствование налогового законодательства в целях оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы преимущественно путем увеличения числа налогов, закрепляемых за определенным уровнем бюджетной системы. Закон № 131-ФЭ устанавливает новый подход в определении & территориальной организации местного самоуправления, в создании муниципальных образований разного статуса - муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городское или сельское поселение. Деление местных бюджетов в соответствии с Законом № 131-ФЭ на два уровня (типа) официально законодательно зафиксировано Законом № 120-ФЗ. Реформа предполагала появление двух уровней (типов) муниципальных образований - муниципалитетов на уровне городских или сельских поселений и ^ муниципалитетов на уровне муниципального района или городского округа, обладающих полной свободой в реализации возложенных на них четких бюджетных обязательств. В полномочия первых вошли вопросы деятельности коммунальных служб, учреждений культуры, а также обязанности по освещению улиц, снабжению топливом, уборке мусора, озеленению, содержанию местных дорог и мостов, жилого и нежилого фонда. В ведении вторых оказываются школы, скорая, неотложная и стационарная поликлиническая помощь, муниципальная милиция, учреждения дошкольного ф и внешкольного воспитания и другие вопросы территориального масштаба.
Однако некоторые полномочия (обеспечение образования, социальные выплаты, реализация льгот) вышестоящие уровни власти могут передавать нижестоящим. В статье 1 Закона № 131-ФЭ внесено новое определение местного самоуправления. Закон № 154-ФЗ определял местное самоуправление как «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения...» В Законе № 1Э1-ФЗ местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти...» также направленная на решение вопросов местного значения. Форма осуществления народовластия заключается в участии граждан в собраниях (сходах), местном референдуме, муниципальных выборах, проявлении правотворческой инициативы, обращении в органы местного самоуправления, территориальное самоуправление и другие формы. Статьей 314 Закона № 131- ФЗ узаконивается новая форма народовластия - опрос граждан, хотя результаты опроса носят только рекомендательный характер. В Законе № 154-ФЗ в понятие «деятельность» были заложены те же формы осуществления граждан муниципального образования своей власти, в тоже время «деятельность» может трактоваться более широко, чем форма. Важной особенностью Закона № 131-Ф3 является то, что впервые дано определение поселения. В Законе № 154-ФЗ понятие поселение применялось, но трактовка самого понятия отсутствовала. Также Закон № 131-Ф3 вводит новые понятия: муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, межселенная территория, центр муниципального образования и вопросы местного значения.
Вся работа доступна по ссылке |
|