У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Метеорологическая готовность курсантов в контексте профессиональной компетентности пилотов

Проблема исследования метеорологической готовности курсантов учи­лища в контексте профессиональной компетентности авиационных специа­листов представляет собой особый интерес, по крайней мере, по двум причи­нам. Во-первых, метеорологическая готовность курсантов рассматривается нами как результативно-целевая основа контекстной метеорологической под­готовки. Во-вторых, компетентности в настоящее время признаются педаго- гами-исследователями как новая парадигма результата образования, при этом используется понятие парадигмы, введённое Томасом Куном [95].

Компетентностный подход разрабатывается в психолого­педагогических исследованиях В.И. Байденко, И.А.Зимней, А.К. Марковой, М.А. Петухова, Дж. Равена, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова и других [5, 13, 74, 109, 120, 138, 151, 184, 189, 199]. Внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы профессио­нальной школы, переход к новому типу образования. Этот подход явился стимулом к дальнейшему развитию психолого-педагогической теории кон­текстного обучения, о чём свидетельствуют исследования А.А. Вербицкого, О. Г. Ларионовой и др. [43,44,45,46,97].

Рассмотрим понятие готовности. В современном психологическом сло­варе готовность к действию определяется как состояние мобилизации психо­физиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполне­ние определённых действий. В инженерной психологии понятие «готовность к действию» имеет три смысловых оттенка. Во-первых, готовность к дейст­вию - это вооружённость оператора необходимыми для успешного выполне­ния действий знаниями, умениями, навыками. Во-вторых, готовность к дей­ствию - это готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в ответ на появление определённого сигнала. В третьих, готовность к действию - это согласие на решимость совершить какое-то действие [176, с. 80].

Рассматривая различные определения готовности в психолого­педагогической литературе, Р.Д. Санжаева отмечает, что встречаются толко­вания готовности как состояния и как качества личности. Большинство оте­чественных психологов готовность понимают как особое, длительное или кратковременное психическое состояние. Различают обычную, повышенную и пониженную готовность. Обычная готовность присуща человеку, присту­пающему к привычной для него работе. Состояние повышенной готовности связано с новизной и творческим характером работы, хорошим физическим самочувствием, особым стимулированием, с чрезвычайными ситуациями. Пониженная готовность обусловлена сильной и неконтролируемой эмоцио­нальностью личности и проявляется в отсутствии внимания, несобранности, ошибочных действиях. Длительная готовность как устойчивая характеристи­ка личности представляет собой психическое образование, в которое входят: 1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профес­сии; 2) черты характера, мотивы, адекватные требованиям деятельности, профессии; 3) необходимые знания, умения, навыки, профессионально важ­

 

ные процессы восприятия, внимание, мышление, эмоциональные и волевые проявления [158, с 12].

Р.Д. Санжаева определяет готовность как глубоко интериоризирован- ный процесс, отражающий содержание предстоящей задачи и условия её вы­полнения, как психологическую предпосылку эффективности предстоящей деятельности. Автор выделяет мотивационную готовность к предстоящей деятельности в качестве стержневого направляющего образования в целост­ной структуре психологической готовности. Вместе с тем, категоричный вы­вод Р.Д. Санжаевой о том, что при отсутствии мотива и смысла невозможна ни одна деятельность и не реализуемы никакие, даже самые усвоенные зна­ния и предельно сформированные умения, является, на наш взгляд, не совсем верным. Более правильным нам представляется утверждение, что при отсут­ствии мотива и смысла не может быть успешной деятельности и эффектив­ной реализации усвоенных знаний и сформированных умений.

Считая выделение компонентов готовности к деятельности сложней­шей задачей, Р.Д. Санжаева включает в состояние готовности следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный. Мотивационный компонент предполагает ответственность за выполнение задач, чувство долга. Ориентационный компонент готовности включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности, её требованиях к личности. Операционный компонент представляет собой владение способами деятельности, умениями, навыками. Волевой компонент предполагает самоконтроль, умение управлять своими действиями. Оценоч­ный компонент включает самооценку подготовленности к решению профес­сиональных задач. Достаточная развитость и выраженность компонентов го­товности является показателем высокого уровня готовности специалиста, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности. В про­тивном случае специалист является неподготовленным, процесс формирова­ния готовности не завершён [158, с 16].

К.К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией о под­структурах личности, в структуре готовности выделяет три взаимосвязанных стороны: моральную, психологическую и профессиональную. Моральная го­товность определяется качествами, которые относятся к социально- обусловленной стороне личности. Психологическая готовность определяется индивидуальными особенностями психических процессов. Профессиональ­ная готовность связана с опытом личности. [142, 143,144].

Е.А. Руденко защищает положение о том, что готовность будущего учителя начальных классов к развитию личностной свободы учащихся пред­ставляет собой интегративное качество личности, включающее мотивы, цен­ности, смыслы педагогической деятельности; теоретические знания; сформи- рованность системы практических умений по организации учебного процесса в начальной школе, рефлексивную позицию учителя в педагогической дея­тельности. Готовность реализует гносеологическую, проектировочную, реф­лексивную функции и включает в себя мотивационно-личностный, когни­тивный, операционно-деятельностный компоненты [155, с. 8].

Готовность будущего преподавателя к профессиональной автономии O.A. Гаврилюк определяет как интегративное динамичное новообразование в структуре личности будущего преподавателя, которое представляет собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, позволяющих педа­гогу осуществлять профессиональную автономию [52, с.8]. Заметим, что по­нятия «готовность» и «установка» связаны. Установка определяется как «го­товность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целена­правленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [149, с. 419]. Установка - готовность личности к определённой дея­тельности, активности. [176, с. 428].

Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин считают, что готовность является моти­вированной способностью. Подчёркивая смысловое различие между поня­тиями «готовность» и «способность», авторы определяют способность как умение производить какие-либо действия или индивидуальную предраспо­ложенность к какому-либо виду деятельности. Готовность, по их мнению, предполагает не только способность, но и согласие, желание что-либо сде­лать, т.е. включает аспекты мотивированности личности (мотивированного внутреннего побуждения) на выполнение работы [189, с. 35]. Согласно С.И. Ожегову, способность представляет собой не только умение, но также воз­можность производить какие-либо действия [133, с. 744].

Рассмотрим понятие компетентности (от лат. сотр^епБ - надлежащий, способный). Согласно И.А. Зимней, компетентность является основной смыслообразующей категорией компетентностного подхода [74, с.23]. А.К. Маркова использует понятие компетентности в двух значениях: 1) как меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определённой профессии реально­му уровню сложности выполняемых ими задач; 2) как сочетание психиче­ских качеств, как психическое состояние, обеспечивающее эффективное вы­полнение человеком определённой деятельности [109, с. 31]. Заслуживает внимания разграничение И.А. Зимней понятий «компетенция» и «компетент­ность» по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное - личност­ное. Автор определяет компетенции как внутренние, потенциальные, сокры­тые психологические новообразования, к которым относятся знания, пред­ставления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отноше­ний [73, с. 15].

Компетенции выявляются в компетентностях человека. Компетент­ность понимается И.А. Зимней как актуальное, формируемое личностное ка­чество, социально-профессиональная характеристика человека, основываю­щаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная. Целостная социально-профессиональная компетентность человека проявляется в его действиях, деятельности, поведении и поступках, позволяет ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. [73].

Модель социально-профессиональной компетентности человека, разра­ботанная И.А. Зимней, включает три уровня. Первый уровень характеризует­ся развитием интеллектуальных, мыслительных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение. Второй уровень представляет совокупность необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных свойств человека, таких как целеустремлённость, организован­ность и ответственность. На этих двух уровнях базируется третий уровень - социально-профессиональная компетентность как личностное качество спе­циалиста. Первые два уровня модели служат базой, предпосылкой формиро­вания социально-профессиональной компетентности и должны быть сфор­мированы до профессионального обучения, в котором они получают разви­тие [73].

И.А. Зимняя полагает, что социально-профессиональная компетент­ность - это совокупная интегральная личностная характеристика человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом; это совокупное, формируемое на базе интеллектуальных способностей и лично­стных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области. Содержание компетентности значимо для человека, обладающего ею, и включает знания и умения, а также эмо­ционально-волевую регуляцию её поведенческого проявления.

«Компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью её реализации в любой требующей этого ситуации» [73, с. 19]. В данном утверждении И.А. Зимней содержатся три важных, на наш взгляд, вывода. Во-первых, готовность связана с компетентностью. Во-вторых, готовность является характеристикой компетентности. В-третьих, готовность представляет собой возможность (средство, условие) реали­зации компетентности.

Итак, мобилизационная готовность является характеристикой компе­тентности. Мобилизационная готовность - это готовность, приведённая в со­стояние, обеспечивающее успешную реализацию компетентности в опреде­лённой ситуации. Заметим, что по С.И. Ожегову, понятие мобилизованности отождествляется с полной готовностью к какой-либо деятельности [133, с. 348].

И.А. Зимняя в состав компетентности включает следующие компонен­ты: 1) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный ас­пект), где готовность рассматривается как мобилизация субъективных сил; 2) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); 3) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестан­дартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); 4) отношение к содержанию

f-

компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект, вы­ступающий и как мотивационный); 5) эмоционально-волевая регуляция про­цесса и результата проявления компетентности [73, с. 24].

М.А. Петухов рассматривает компетентность как способность человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства и считает, что любая компетентность со­держит в своём составе социальную составляющую. Автор выделяет состав­ляющие компетентности, характеризующиеся определёнными компонента­ми, которые используются в качестве критериев сформированности той или иной составляющей компетентности [138, 139,140].

Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования», М.А. Петухов, A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова и другие исследователи под­чёркивают, что компетентности не сводятся к конкретным знаниям, умениям и навыкам, сформированным в рамках отдельных дисциплин, а характеризу­ются многофукциональностью, многомерностью, социальностью, культуро- сообразностью, системностью, ситуативностью, межпредметностью, над- предметностью, практикоориентированостью, мотивированностью использо­вания. Применительно к каждой компетентности выделяют различные уров­ни её формирования (низкий, средний, высокий) [43, 97,120,181].

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/31596.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.