Быстрый переход к готовым работам
|
Метеорологическая готовность курсантов в контексте профессиональной компетентности пилотовПроблема исследования метеорологической готовности курсантов училища в контексте профессиональной компетентности авиационных специалистов представляет собой особый интерес, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, метеорологическая готовность курсантов рассматривается нами как результативно-целевая основа контекстной метеорологической подготовки. Во-вторых, компетентности в настоящее время признаются педаго- гами-исследователями как новая парадигма результата образования, при этом используется понятие парадигмы, введённое Томасом Куном [95]. Компетентностный подход разрабатывается в психологопедагогических исследованиях В.И. Байденко, И.А.Зимней, А.К. Марковой, М.А. Петухова, Дж. Равена, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова и других [5, 13, 74, 109, 120, 138, 151, 184, 189, 199]. Внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы профессиональной школы, переход к новому типу образования. Этот подход явился стимулом к дальнейшему развитию психолого-педагогической теории контекстного обучения, о чём свидетельствуют исследования А.А. Вербицкого, О. Г. Ларионовой и др. [43,44,45,46,97]. Рассмотрим понятие готовности. В современном психологическом словаре готовность к действию определяется как состояние мобилизации психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий. В инженерной психологии понятие «готовность к действию» имеет три смысловых оттенка. Во-первых, готовность к действию - это вооружённость оператора необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками. Во-вторых, готовность к действию - это готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в ответ на появление определённого сигнала. В третьих, готовность к действию - это согласие на решимость совершить какое-то действие [176, с. 80]. Рассматривая различные определения готовности в психологопедагогической литературе, Р.Д. Санжаева отмечает, что встречаются толкования готовности как состояния и как качества личности. Большинство отечественных психологов готовность понимают как особое, длительное или кратковременное психическое состояние. Различают обычную, повышенную и пониженную готовность. Обычная готовность присуща человеку, приступающему к привычной для него работе. Состояние повышенной готовности связано с новизной и творческим характером работы, хорошим физическим самочувствием, особым стимулированием, с чрезвычайными ситуациями. Пониженная готовность обусловлена сильной и неконтролируемой эмоциональностью личности и проявляется в отсутствии внимания, несобранности, ошибочных действиях. Длительная готовность как устойчивая характеристика личности представляет собой психическое образование, в которое входят: 1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; 2) черты характера, мотивы, адекватные требованиям деятельности, профессии; 3) необходимые знания, умения, навыки, профессионально важ
ные процессы восприятия, внимание, мышление, эмоциональные и волевые проявления [158, с 12]. Р.Д. Санжаева определяет готовность как глубоко интериоризирован- ный процесс, отражающий содержание предстоящей задачи и условия её выполнения, как психологическую предпосылку эффективности предстоящей деятельности. Автор выделяет мотивационную готовность к предстоящей деятельности в качестве стержневого направляющего образования в целостной структуре психологической готовности. Вместе с тем, категоричный вывод Р.Д. Санжаевой о том, что при отсутствии мотива и смысла невозможна ни одна деятельность и не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения, является, на наш взгляд, не совсем верным. Более правильным нам представляется утверждение, что при отсутствии мотива и смысла не может быть успешной деятельности и эффективной реализации усвоенных знаний и сформированных умений. Считая выделение компонентов готовности к деятельности сложнейшей задачей, Р.Д. Санжаева включает в состояние готовности следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный. Мотивационный компонент предполагает ответственность за выполнение задач, чувство долга. Ориентационный компонент готовности включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности, её требованиях к личности. Операционный компонент представляет собой владение способами деятельности, умениями, навыками. Волевой компонент предполагает самоконтроль, умение управлять своими действиями. Оценочный компонент включает самооценку подготовленности к решению профессиональных задач. Достаточная развитость и выраженность компонентов готовности является показателем высокого уровня готовности специалиста, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности. В противном случае специалист является неподготовленным, процесс формирования готовности не завершён [158, с 16]. К.К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией о подструктурах личности, в структуре готовности выделяет три взаимосвязанных стороны: моральную, психологическую и профессиональную. Моральная готовность определяется качествами, которые относятся к социально- обусловленной стороне личности. Психологическая готовность определяется индивидуальными особенностями психических процессов. Профессиональная готовность связана с опытом личности. [142, 143,144]. Е.А. Руденко защищает положение о том, что готовность будущего учителя начальных классов к развитию личностной свободы учащихся представляет собой интегративное качество личности, включающее мотивы, ценности, смыслы педагогической деятельности; теоретические знания; сформи- рованность системы практических умений по организации учебного процесса в начальной школе, рефлексивную позицию учителя в педагогической деятельности. Готовность реализует гносеологическую, проектировочную, рефлексивную функции и включает в себя мотивационно-личностный, когнитивный, операционно-деятельностный компоненты [155, с. 8]. Готовность будущего преподавателя к профессиональной автономии O.A. Гаврилюк определяет как интегративное динамичное новообразование в структуре личности будущего преподавателя, которое представляет собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, позволяющих педагогу осуществлять профессиональную автономию [52, с.8]. Заметим, что понятия «готовность» и «установка» связаны. Установка определяется как «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [149, с. 419]. Установка - готовность личности к определённой деятельности, активности. [176, с. 428]. Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин считают, что готовность является мотивированной способностью. Подчёркивая смысловое различие между понятиями «готовность» и «способность», авторы определяют способность как умение производить какие-либо действия или индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Готовность, по их мнению, предполагает не только способность, но и согласие, желание что-либо сделать, т.е. включает аспекты мотивированности личности (мотивированного внутреннего побуждения) на выполнение работы [189, с. 35]. Согласно С.И. Ожегову, способность представляет собой не только умение, но также возможность производить какие-либо действия [133, с. 744]. Рассмотрим понятие компетентности (от лат. сотр^епБ - надлежащий, способный). Согласно И.А. Зимней, компетентность является основной смыслообразующей категорией компетентностного подхода [74, с.23]. А.К. Маркова использует понятие компетентности в двух значениях: 1) как меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определённой профессии реальному уровню сложности выполняемых ими задач; 2) как сочетание психических качеств, как психическое состояние, обеспечивающее эффективное выполнение человеком определённой деятельности [109, с. 31]. Заслуживает внимания разграничение И.А. Зимней понятий «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное - личностное. Автор определяет компетенции как внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования, к которым относятся знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений [73, с. 15]. Компетенции выявляются в компетентностях человека. Компетентность понимается И.А. Зимней как актуальное, формируемое личностное качество, социально-профессиональная характеристика человека, основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная. Целостная социально-профессиональная компетентность человека проявляется в его действиях, деятельности, поведении и поступках, позволяет ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. [73]. Модель социально-профессиональной компетентности человека, разработанная И.А. Зимней, включает три уровня. Первый уровень характеризуется развитием интеллектуальных, мыслительных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение. Второй уровень представляет совокупность необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных свойств человека, таких как целеустремлённость, организованность и ответственность. На этих двух уровнях базируется третий уровень - социально-профессиональная компетентность как личностное качество специалиста. Первые два уровня модели служат базой, предпосылкой формирования социально-профессиональной компетентности и должны быть сформированы до профессионального обучения, в котором они получают развитие [73]. И.А. Зимняя полагает, что социально-профессиональная компетентность - это совокупная интегральная личностная характеристика человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом; это совокупное, формируемое на базе интеллектуальных способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области. Содержание компетентности значимо для человека, обладающего ею, и включает знания и умения, а также эмоционально-волевую регуляцию её поведенческого проявления. «Компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью её реализации в любой требующей этого ситуации» [73, с. 19]. В данном утверждении И.А. Зимней содержатся три важных, на наш взгляд, вывода. Во-первых, готовность связана с компетентностью. Во-вторых, готовность является характеристикой компетентности. В-третьих, готовность представляет собой возможность (средство, условие) реализации компетентности. Итак, мобилизационная готовность является характеристикой компетентности. Мобилизационная готовность - это готовность, приведённая в состояние, обеспечивающее успешную реализацию компетентности в определённой ситуации. Заметим, что по С.И. Ожегову, понятие мобилизованности отождествляется с полной готовностью к какой-либо деятельности [133, с. 348]. И.А. Зимняя в состав компетентности включает следующие компоненты: 1) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъективных сил; 2) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); 3) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); 4) отношение к содержанию f- компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); 5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [73, с. 24]. М.А. Петухов рассматривает компетентность как способность человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства и считает, что любая компетентность содержит в своём составе социальную составляющую. Автор выделяет составляющие компетентности, характеризующиеся определёнными компонентами, которые используются в качестве критериев сформированности той или иной составляющей компетентности [138, 139,140]. Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования», М.А. Петухов, A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова и другие исследователи подчёркивают, что компетентности не сводятся к конкретным знаниям, умениям и навыкам, сформированным в рамках отдельных дисциплин, а характеризуются многофукциональностью, многомерностью, социальностью, культуро- сообразностью, системностью, ситуативностью, межпредметностью, над- предметностью, практикоориентированостью, мотивированностью использования. Применительно к каждой компетентности выделяют различные уровни её формирования (низкий, средний, высокий) [43, 97,120,181].
Вся работа доступна по ссылке |
|